15-я выставка documenta В Касселе

15-я выставка documenta В Касселе

Artnews

19 июля 2022 г.

Первая documenta прошла в Касселе в 1955 году, на ней демонстрировалось в том числе «дегенеративное искусство» – художественные произведения модернистов и авангардистов, заклеймённые и запрещённые в нацистской Германии. Мероприятие, которое прошло тогда параллельно с садово-парковой выставкой Bundesgartenschau, организовал уроженец города Арнольд Боде (Arnold Bode) – художник, куратор и преподаватель. Впоследствии основатель documenta был удостоен ордена «За заслуги» – единственного федерального ордена ФРГ, въезды в город украшает дорожный знак с надписью «Кассель – город „Документы“», а сам 77-летний Боде скончался в городе, где родился, через день после окончания шестой выставки.

Каждую пятилетку художественное руководство выставкой меняется, но неизменной остаётся концепция – показывать работы мастеров со всего мира. Зачастую это высказывания на актуальные общественно-политические темы, в стороне от которых современное искусство оставаться никак не может. Всё чаще на выставке представлены работы не одного или нескольких художников-индивидуалистов, а проекты творческих коллективов. Ныне выставкой управляет как раз такой коллектив – сообщество кураторов и художников Ruangrupa из Индонезии. Группа была создана в 2000 году, её название означает «Пространство искусства», коллектив из десяти равноправных коллег именует себя некоммерческой организацией, которая занимается подготовкой выставок, фестивалей и исследовательской работой.

Малоизвестные в художественном мире индонезийцы, чьё приглашение руководить documenta было продиктовано не столько их достижениями, сколько соображениями политкорректности, разработали концепцию, ориентируясь на распространённый в архитектуре своей родины принцип lumbung – так называют хозяйственные постройки для совместного использования. Обычно в них хранят собранный рис, запас которого принадлежит не отдельным собственникам, а всему сообществу. В индонезийских деревнях лумбунги обычно являются не только рисохранилищами, но и местом встречи односельчан.

Громких международных имён на 15-й documenta не будет, хотя в прошлом выставка привлекала таких участников, как Йозеф Бойс (Joseph Beuys) или Ай Вейвей (Ai Weiwei). Ruangrupa ориентируются на такие же коллективы, как собственный, занимающиеся разнообразными видами деятельности, которые имеют то или иное отношение к художественному процессу. В основе их идей – междисциплинарность (социальные науки, политика, технологии или СМИ), вовлечение различных художников, разрабатывающих собственные идеи и распространяющих их через выставки, семинары и фестивали, через печатные и онлайн-издания.

Вместо отдельных личностей-звёзд художественного рынка в Германии встретятся инициативы и сообщества из Азии, Африки, с Ближнего Востока, из Европы. Из Испании в Кассель приглашён коллектив Inland, занимающийся «социальным, культурным и сельскохозяйственным производством» – от управления радиостанцией и организации выставок до сыроварения и консультирования Еврокомиссии по вопросам использования произведений искусства для развития сельских регионов. Nhà Sàn Collective – организаторы выставок, мастерских, кинопоказов, дискуссий из Вьетнама, Wajukuu Art Project занимается поддержкой детей и подростков в кенийском Найроби, Sa Sa Art Projects – художественная инициатива из Пномпеня (Камбоджа), Jatiwangi art Factory занимается видеосъёмками, организацией музыкального фестиваля, теле- и радиовещанием в индонезийской провинции. Мультимедийные инсталляции Саодат Исмаиловой, выпускницы Ташкентского художественного института и французской Национальной школы современного искусства, представлены в этом году не только на Венецианской биеннале, но и в Касселе. 

Источник: rg-rb.de