Правила экспонирования
искусства

Живопись

Материалы, из которых состоят картины, – основа, грунт, красочный и лаковый слои – различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой, покрытый лаком, является водонепроницаемым, то на изменение влажности, прежде всего, реагирует оборотная сторона картины, то есть ее основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопичными материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.

Нормой, обеспечивающей хорошую сохранность масляной живописи, признан уровень относительной влажности (далее ОВ) воздуха 50-60% при температуре (t°) 17-19°С. Оптимальные параметры для экспонирования темперной живописи составляют: ОВ – 50±5%, t° – 18± 1°С.

При повышении относительной влажности (более 70-75%) холст выходит из состояния нормального натяжения. Длительное пребывание в такой атмосфере может привести к деформации холста, набуханию клея, содержащегося в грунте, образованию плесени. Нередко плесень, образовавшаяся в грунте, проникает сквозь микротрещины в красочный слой и становится заметной на лицевой стороне картины. Клей теряет адгезионные свойства, связь между грунтом и основой нарушается, и появляются отслоения красочного слоя, отслаиваются также дублированные холсты. Под влиянием влаги происходит изменение оптических свойств лака: в нем образуется сеть мельчайших трещин, он мутнеет, затем белеет, теряет прозрачность.

Высокая температура (25-30°С) и сухость воздуха (ОВ менее 50%) приводят к пересыханию волокон холста, отчего он становится менее эластичным и менее прочным. Грунт делается хрупким и ломким. Его изломы передаются красочному слою, образуется кракелюр, а затем могут произойти отставание и осыпание красочного слоя с грунтом.

Очень быстро и неблагоприятно для сохранности картины на изменения температуры, и особенно относительной влажности, реагируют основы из дерева. Резкие колебания атмосферы вызывают быстро чередующиеся сжатия и расширения основы, сопровождающиеся деформацией дерева, его короблением и разрывами. Движение основы и в этом случае неизбежно вызывает соответствующее напряжение грунта и красочного слоя.

Один из факторов, который непосредственно влияет на сохранность картин, – свет. В темном помещении покрытие масляно-лаковой пленки и масла желтеют, вызывая общее потемнение живописи. В светлом помещении свет может отрицательно влиять на сохранность экспонатов, причем разрушения, вызываемые его воздействием, бывают значительными.

Под воздействием света как естественного, так и искусственного, происходят два вида разрушений: видимые – изменение оттенка или цвета и невидимые – структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений.

Картины на холсте при экспозиции нуждаются в технических приспособлениях, обеспечивающих их лучшую сохранность. Процесс монтажа заключается в изготовлении подрамника, натягивании на него холста, укреплении картины в раме. Помимо сохранности картины, это должно способствовать и ее эстетическому восприятию.

Рама, используемая для экспонирования картины, кроме эстетических функций, несет еще и защитные. Картина не должна входить в раму плотно. Между картиной и пазами рамы должен быть зазор 1-3 см, в зависимости от размера картины. Это расстояние необходимо на тот случай, если в дальнейшем придется расклинить подрамник для регулирования натяжения холста. Картину к раме не следует крепить гвоздями – лучше использовать деревянные или металлические зажимы.

Существуют и другие способы развески картин на штангу – например, с помощью крючков. Чтобы придать картине наклон, кольца ввинчивают в боковые планки, на расстоянии, равном 1/3 высоты картины от верхнего края. Не следует делать большие наклоны, так как при этом, особенно у большемерных картин, сильнее провисает холст. Запрещается ввинчивать кольца и забивать гвозди в подрамник. Чтобы картины не касались стены во избежание охлаждения, отсыревания, а также лучшей циркуляции воздуха между стеной и экспонатом и смягчения действия на картину вибраций стены, к нижней части рамы, на обороте прикрепляют пробочные прокладки, что дает возможность отодвинуть нижний край рамы на 2-4 см от стены. Нельзя вешать картины вблизи радиаторов, вентиляционных отверстий и форточек.

Графика

Говоря о графике, мы имеем в виду не только рисунок, гравюру и литографию, но и акварель, гуашь, пастель, то есть изображение, выполненное на бумаге. Графические листы чрезвычайно чувствительны к изменениям температурно-влажностного режима.

Оптимальные параметры микроклимата для экспонирования графических произведений следующие:
t° +17-19°С
ОВ 45-55%

Несколько шире границы допустимых параметров, в этом диапазоне не происходит необратимых изменений материалов: t° +15-24° С, ОВ 40-65%

Температура выше +24° и относительная влажность ниже 40% ведет к обезвоживанию объекта и его механическому повреждению, ОВ выше 65% приводит к опасности биозаражения. Сочетание температуры +24° и ОВ 65% допустимо только на очень короткие промежутки времени.

Кроме температуры и влажности в хранении и на экспозиции необходимо также учитывать скорость воздушных потоков, которая не должна превышать 0,1-0,2 м в секунду, причем воздухообмен должен идти постепенно, без резких скачков, необходимо также избегать прямого попадания воздушного потока на экспонаты.

Большое значение в условиях экспонирования приобретает освещение экспонатов. Естественный и искусственный свет состоит из видимого света, а также из УФ и ИК составляющих. Защищая экспонируемые предметы, мы должны стремиться устранить разрушающее УФ излучение, свести к минимуму тепловое ИК и ограничить видимое.

Повреждения, вызванные светом – выцветание бумаги и красок – практически необратимы. Особенно опасно воздействие УФ для акварелей, т.к. краска содержит чрезвычайно мелкие частички пигмента, которые лежат на поверхности материала и обесцвечиваются очень быстро. Происходит фоторазрушение основы – пожелтение, уменьшение механической прочности, повышение хрупкости: буквально через 3 месяца бумажная основа теряет до 60% прочности.

Допустимая граница освещенности для произведений графики – 30-50 люкс, что может быть соотнесено с освещенностью подвала или ярким лунным светом.

Следует учитывать, что одна и та же степень повреждения объекта может быть результатом как кратковременного сильного облучения, так слабого, но длительного:
100 лк х 5 часов = 500 лк/ч
50 лк х 10 часов = 500 лк/ч

Если экспонировать графическое произведение в течение 10 часов при освещенности 300 лк – изменения красок будут заметны уже через 17 дней, если при 50 лк, то только через 100 дней. При суммарной годовой интенсивности освещения 1,5 млн. лк/час продолжительность практической жизни нестойких к свету объектов – 20 лет. При отсутствии УФ излучения этот срок увеличивается в 6 раз. Учитывая все эти факторы, срок экспонирования гравюр, акварелей и других подобных объектов не должен превышать трех месяцев.

Для того, чтобы обеспечить сохранность объектов, освещение при экспонировании должно быть самым слабым – насколько позволяют условия комфорта – и продолжаться как можно короче.

Обычным видом монтировки графических произведений является паспарту, состоящее из подложки и крышки с окошком. При невозможности приобрести специальный картон, следует стремиться достать белый картон самого лучшего качества, как только возможно. Если художественное решение требует цветного паспарту – допустим, ярко синего или красного – то паспарту следует делать двухслойным (цветной будет только наружная часть) или же обратную сторону паспарту, соприкасающуюся с оригиналом, нужно проложить или проклеить белой бумагой, возможно белым ватманом хорошего качества. В любом случае подложка должна быть из белой бумаги или картона.

Произведения графики, оформленные в паспарту, для экспонирования помещают под стекло в окантовки или рамы. В окантованном виде постоянно хранятся произведения, выполненные в технике пастели, угля, сангины, а также хрупкие миниатюры на кости и пергаменте.

Скульптура

Основным моментом в определении степени сохранности скульптуры является проверка структурной монолитности камня и состояния его поверхности. К естественным физико-механическим порокам каменного материала относят структурную неоднородность – слоистость, рыхлые включения.

Для экспонирования скульптуры оптимальным режимом хранения считается: tо – 18-20°С, ОВ – 55-60 %. Суточные колебания температуры не должны превышать 1°С, а влажности – 5 %.

Многие из-за боязни повредить патину отказываются от любых профилактических работ по очистке скульптуры. Главный довод в пользу такой «позиции невмешательства» обычно сводится к тому, что загрязнения якобы являются неотъемлемой частью патины, а потому должны сохраняться. Ошибочность такой позиции становится очевидной, если вспомнить, что естественная патина является химически стойким продуктом, однородным каменному материалу и органически с ним связанным. Механические же загрязнения представляют собой наносные вещества самого различного происхождения, химически с камнем не связанные, но способные в определенных условиях вступать с ним в активное взаимодействие.

Загрязнения, попадая на поверхность скульптуры и удерживаясь за счет электростатических сил, влаги и диффузии в порах камня, становятся все более стойкими и трудноудаляемыми. В результате возникают химические и биологические продукты, внедряющиеся в поры камня и разрушающие его.

Таким образом, недооценка мер по своевременной очистке скульптуры от загрязнений и применение слишком активных очистных и моющих препаратов в равной степени отрицательно сказываются на сохранности скульптуры.

Художественное стекло

Для поддержания комфортных условий экспонирования стекла рекомендуются следующие условия:

1. t° – 20°С, ОВ 30-40%;
2. изоляция от яркого дневного света; к примеру, при экспонировании прозрачного стекла, содержащего оксид марганца, на солнечном свету в течение восьми дней наблюдается его потемнение;
3. удаление от ламп накаливания;
4. экспонаты помещаются в витрины, которые должны обеспечивать воздухообмен.

Витрины не рекомендуется ставить вблизи окон, следует отказаться от использования в витринах осветительных приборов (точечного света). Даже незначительное локальное нагревание может разрушить экспонат за короткое время.

Основными рекомендациями по монтажу предметов из стекла могут быть следующие:

1. Витрина, предназначенная для экспонирования стекла, должна иметь подиум, исключающий колебания и вибрацию.
2. Витрина должна полностью защищать экспонаты от пыли, но не быть абсолютно герметичной (для стекла важен газообмен).
4. Если для экспонирования рекомендован жесткий фиксирующий крепеж, то обязательно наличие мягких прокладок.
6. При экспонировании изделий из стекла (учитывая его чрезвычайную хрупкость и сложность реставрации) не рекомендуется вывешивать над ними другие экспонаты.
7. Следует избегать любой иллюминации с помощью точечного источника излучения внутри и снаружи витрины.
8. Если относительная влажность воздуха превышает рекомендованные значения, целесообразно в витрину поместить силикагель.