5 произведений, которые не признавали современники

5 произведений, которые не признавали современники

Artnews

14 октября 2021 г.

Современное искусство вызывает много вопросов «как?» и «почему?» Особенно часто ими задаются посетители галерей при виде произведений с неочевидной культурной ценностью. Но порой и сами художники и критики не могут по достоинству оценить творчество авторов. 

«Фонтан» Марселя Дюшана 1917

Это одно из наиболее известных произведений реди-мейд. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи.

Однако сам по себе фонтан — это перевернутый на 90 градусов писсуар с подписью «R.Mutt» (Р. Дурак). Дюшан представил его для выставки Общества независимых художников. Однако на показ работа выставлена не была.

Беатрис Вуд описывала значимость произведения следующим образом:

«Не имеет значения, сделал ли Мистер Venn (Дюшан) фонтан своими руками или нет. Он выбрал именно его. Он взял непримечательный предмет обихода и расположил композиционно так, что с новым названием и под новым углом зрения пропало его старое утилитарное назначение, сформировав тем самым новое понимание объекта».

«Ковбой Мальборо» Ричарда Принса 2016

Вам кажется, что перед вами фотография, сделанная в стиле итальянского вестерна?

Вам не кажется, это действительно одна из фотографий рекламной кампании для сигарет Marlboro, которую в 1989 году снял американский фотограф Норм Клейзен. А в 2016 Ричард Принс переснял рекламное фото, убрал с него брендовые отметки и продал с аукциона за $1 248 000.

Рекламные фотографы были в ярости, а сам Принс продолжил свое творчество в том же духе — он брал рекламные фотографии, добавлял к ним свои подписи, которые меняли весь смысл изображения.

Принс назвал эту практику жестом художественного присвоения. Многие фотографы, чьи работы Принс перепродавал и перепродает за миллионы долларов, подают на него в суд, некоторые процессы даже были выиграны. Но на стороне Принса часто оказываются художники, в том числе фонд современного искусства Энди Уорхола.

«Дерьмо художника» Пьеро Мандзони, 1961

Когда художнику говорят, что его творчество мягко говоря напоминает экскременты, он не обижается, он превращает это в новое произведение.

Именно так повел себя Пьеро Мандзони, когда его отец, владелец консервной фабрики, сравнил творчество сына с отходами жизнедеятельности. Художник не растерялся, законсервировал 90 банок своих фекалий, одна из которых в 2017 была продана на аукционе за 275 тысяч евро.

Интерпретаций масса: то ли художник предлагал найти разницу между произведением искусства и экскрементами, то ли. наоборот, показывал, что художник может превратить в творческий акт любой жизненный процесс.

«Дерево» Пола Маккарти, 2014

Еще одно произведение, которое быстро стало мемом, причем не с легкой руки критиков, а из-за возмущенных граждан, которые увидели надувное нечто, которое должно было символизировать рождественскую ель.

Если бы это «Дерево» было тестом на испорченность, то жители Парижа его бы не прошли. В очертаниях дерева было замечено сходство с игрушкой для любовных утех, и вскоре детище Пола Маккарти было разрушено вандалами.

«Комедиант» Маурицио Каттелан, 2019

Тот самый банан, с которого началась еще одна волна мемов в соцсетях, когда любой объект, приклеенный скотчем к гипсокартону, становился предметом искусства.

Это настоящий банан, который был приклеен к стене скотчем на выставке Art Basel Miami Beach и продан за $120000.

Скульптура-банан «демонстрирует, как мы приписываем ценность тем или иным вещам, и какие объекты мы ценим», говорилось в пресс-релизе галереи Perrotin.

Складывается ощущение, что современные произведения искусства, зачастую провокационные, играют не столько с формой и восприятием зрителя, а в целом заставляют нас по-новому взглянуть на собственную систему ценностей и задать вопрос: «Что и почему мы считаем искусством?».

Источник: theoryandpractice.ru