Жан Арп, или Ханс Арп (фр. Jean Arp, нем. Hans Arp; 16 сентября 1886, Страсбург — 7 июня 1966, Базель) — французский и немецкий художник, скульптор и литератор. Был одним из основателей группы «Дада» (Цюрих, 1916). Но творчество Арпа связывают не только с дадаизмом. Впрочем, и сам он не стремился к тому, чтобы связать прочно и навсегда свое имя с каким-либо художественным течением. Жан Арп был знаком с Кандинским, работал над экспрессионистским альманахом «Синий всадник». Его трехмерные композиции и коллажи имеют черты абстрактного искусства. Ему были близки сюрреалисты и конструктивисты. «Арп был самым абстрактным из сюрреалистов и самым сюрреалистичным из абстракционистов», - говорил о художнике галерист Дениз Рене. «Для Арпа искусство и есть Арп», - сказал о нем Марсель Дюшан, прибегнув к игре слов ("For Arp, art is Arp"). Жан Арп является автором сценария короткометражки Ханса Рихтера «Каждый день» (Everyday,1929), в которой снялся Сергей Эйзенштейн.

Особенности творчества Жана Арпа: «Возмущенные бойней войны 1914 года, мы в Цюрихе всецело посвятили себя искусству. Пока вдали грохотали пушки, мы изо всех сил пели, рисовали, делали коллажи и писали поэмы», - так объяснял Арп смысл дадаистских выходок. Вернее, их бессмысленность: дадаисты решили сделать искусство бессмысленным, видя, как бессмысленно уничтожаются человеческие жизни на войне. Мерилом искусства у Арпа становится не красота, а случайность, его произведения создаются в новой художественной реальности, где нет места рациональному и логическому. Арп, к примеру, без всякого продуманного порядка разбрасывает куски бумаги (говорят, для этого он сначала взобрался на стремянку), а потом приклеивает их на те места на картоне, на которые они упали, смирившись с волей случая. Или сделав вид, что смирился – все-таки очень подозрительно, что бумажные четырехугольники упали на картон, ни разу не соприкоснувшись друг с другом. «Арп считал, что художнику нужно максимально освободиться от какого бы то ни было контроля: только тогда он сможет передать в своих произведениях стихийность природы и противостоять всем поползновениям человека навязать ей свой собственный порядок», - объясняет суть метода искусствовед Уилл Гомперц.


Жан Арп не считал художника творцом, создателем не только в смысле идеи, замысла (отдаваясь на волю случая), но и в смысле исполнения: он легко отдавал изготовление скульптур, коллажей на аутсорс своим помощникам. Арп не считает, что произведение искусства может быть завершенным: он режет старые коллажи и готовые скульптуры на части, чтобы пересобрать из них новые или объявить фрагмент самостоятельным произведением.

Источник: artchive.ru