В Нижнем Новгороде показывают «ожившие» мумии из Пушкинского.
На выставке «Древний Египет. Искусство бессмертия» в культурном центре «Пакгаузы» в Нижегородском государственном художественном музее представлены подлинные древнеегипетские артефакты из ГМИИ им. А.С.Пушкина в сочетании с мультимедийными технологиями воссоздают представления древних египтян о загробной жизни.
Экспозиция «Древний Египет. Искусство бессмертия», которая представлена в эффектном Выставочном пакгаузе в Нижнем Новгороде, разбита на несколько тематических разделов, раскрывающих в подробностях различные аспекты представлений древних египтян о бессмертии. Переходы между разделами оформлены в виде порталов, чтобы визуально обозначить границы и дать зрителю ощутить важность темы перехода между мирами.
Для жителя Древнего Египта посмертное существование представлялось более качественной и расширенной версией земной жизни. Но, дабы воспользоваться всеми его привилегиями, нужно было выполнить несколько обязательных условий, простых и вполне материальных. Построить гробницу, если на это хватает средств, или иным, более доступным среднему египтянину способом позаботиться о сохранности плоти усопшего. И разумеется, обеспечить мертвеца хотя бы на первое время привычными и важными для счастливой вечной жизни предметами и бытовыми приспособлениями.
Основным экспонатом в разделе, посвященном материальной стороне бессмертия, является расписной деревянный саркофаг мумии. Крепкий ящик гарантировал долговременное хранение и защиту препарированным по специальной технологии, угодной владыке загробного мира Осирису, останкам. Рядом — четыре каменных сосуда для забальзамированных внутренних органов. Интересно, что мозг считался бесполезным органом. Его извлекали из черепной коробки, например ложкой через ноздрю, а пустоту черепа заполняли ароматной смолой.
Часть экспозиции, посвященная теологической стороне бессмертия, отсылает к истории смерти и воскрешения Осириса, символически повторяющейся в обряде мумификации. Статуэтки Осириса, Исиды и их сына Хора дополняют рельефный блок из гробницы с изображением погребальной процессии и ритуальных действий. «Ложная» дверь в гробницу и жертвенник — наиболее значимые экспонаты в разделе про обустройство гробниц и монументальные стороны бессмертия. Левая, западная сторона Нила — берег мертвых, застроенный комфортабельными каменными комплексами гробниц и захоронений, — была гораздо больше пригодна для жизни с точки зрения древнеегипетской урбанистики. Берегу живых на правой стороне уделялось меньше внимания. Беспокойство о временном месте проживания представлялось неуместным и глупым.
А вот прекрасная жизнь в загробном мире — совсем другое дело. Вот о чем полагалось беспокоиться предусмотрительному египтянину. Множество красивых предметов и произведений искусства, хранящихся в наших музеях, изготовлено специально для наполнения гробниц. В разделе «Эстетика бессмертия» есть прекрасные статуэтки богинь Хатхор, Бастет и Бэс, отвечающих за любовь, фертильность египетской женщины и в целом за красоту и дизайн, говоря современным языком.
Пожалуй, самый зрелищный и наукоемкий раздел на выставке — отдельный зал, где с помощью мультимедийных технологий представлены результаты недеструктивных методов исследования мумий. В рамках совместного проекта Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» провели компьютернотомографическое сканирование десяти мумий людей и нескольких мумий животных из музейного собрания. Антропологи и криминалисты увидели и смогли изучить мумии изнутри, не разрушая целостность покровов и скелета. Завораживающее зрелище — 3D-реконструкции внешности женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет, восстающих из гроба, пусть не во плоти, но хотя бы на экране. Форма художественного бессмертия в искусстве далека от древнеегипетских представлений, но близка и понятна каждому посетителю выставки.
Выставка продлится до 19 января 2025 года
Источник: theartnewspaper