Фотоарт фестиваль МОСТ-21

Фотоарт фестиваль МОСТ-21

Artnews

26 мая 2021 г.

27 мая (четверг) 2021 года в 17.00 в Республиканской художественной галерее «Дворец искусства» состоится открытие Республиканского фестиваля художественной фотографии «МОСТ-21». Кураторы проекта – художник, фотограф, член секции графического дизайна Белорусского союза художников АННА МЕЛЬНИКОВА, фотограф ВИКТОР СЕНЬКОВ, искусствовед ЕКАТЕРИНА ИЗОФАТОВА.

«Художественная фотография в современном белорусском арт-пространстве уже давно занимает активные позиции и внимание к ней как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны широкого зрителя продолжает нарастать.  Идя в ногу с прогрессом и чувствуя «сейсмические изменения» в языке искусства фотоарт выступает едва ли не наиболее актуальным сегодня медиа. Феномен белорусской школы состоит и в том, что, несмотря на отсутствие полноценной институализации, ее мастера окончательно закрепили за фотографией статус «большого искусства», причем далеко за пределами своей страны.

В этом контексте организация фестиваля художественной фотографии «MOCT-21» это один из самых действенных профессиональных инструментов, создающих возможности, и в смысле придания импульса творческим поискам, и в смысле рождения новых авторов и выявления современных тенденций, и в смысле изменения галерейного и музейного пространства.

В программе фестиваля основная выставка, представляющая творчество профессиональных мастеров фотографии, экспозиция молодых, а также два персональных проекта Владимира Сутягина (галерея Леонида Щемелева) и Анны Мельниковой (галерея DK).

 Фестиваль в своей идее не был ограничен ни тематическими, ни хронологическими рамками, художники могли выбрать любое техническое исполнение. Как результат, экспозиция представляет светопись и в ее историческом разивитии, и во всем многообразии жанров, видов, техник, стилистических направлений и экспериментов. Здесь и тщательно выстроенный кадр, и моментальный снимок, крупномасштабные изображения и средний формат, портретная съемка и пейзажи, использование цифровых технологий и любовь к старым, аналоговым способам съемки, цифровая или ручная печать с применением сложных техник, а также «опыт занимательной химии» — фотографии, выполненные в различных техниках: фотограмма, гуммиарабик и цианотипия, амбротипия, лит-печать.

Виртуозно владея различными приемами и техниками, обладающими поистине живописными эффектами, авторы приближают фотографию к графической технике и в целом к «искусству, основанному на фотографии», что придает увиденному особое обаяние. 

Несмотря на незаданность темы творчество многих представленных авторов объединяет особый жанр – «путушествие во времени и пространстве». 

Интерпретируя реальность, одни буквально останавливают время, совершают путешествие в прошлое, чтобы острее осознавать настоящее, инициируя переживание экзистенциального опыта (Игорь Савченко, Сергей Кожемякин, Юрий Тореев, Владимир Парфенок), другие искушают зрителей мечтой о путешествии в другие города, предлагая рассматривать их не с парадного фасада, а под неожиданным углом, находя в интимных проявлениях и незначительных деталях их скрытые лики (Марина Батюкова), третьи предлагают прикоснуться к декадансно красивой, будто бы мистифицированной реальности, магия и загадочность которой во многом объясняются специфической алхимической авторской техникой (Анна Мельникова), четвертые заставляют задуматься о значимости и сложности руин и разрушений для построения новой жизни (Валерий Ведренко). 

Здесь есть место и ностальгическим путушествиям вглубь себя и личным «малым историям»: профанным объектам и предметам, артефактам личной истории (Вадим Качан), засушенным веточкам и цветочкам, «слепкам природы», где плоть, превращаясь в тлен, заставляет подумать о чем-то более сложном и сущностном (Наталья Ковш), фрагментам поверхностей – загадочным письменам объективного мира, увиденного, будто сквозь увеличительное стекло (Виктор Сеньков).

Задаваясь вопросом о сущности и силе времени, авторы в своих работах, одинаково обладающих почти гипнотическим воздействием, настраивают на медитативное, медленное созерцание-погружение-уход от суетности окружающего мира, в туман, где постепенно «проявляются» ускользающие следы, стертые знаки, а в повседневности выявляется ранее невидимое, универсальное, что и делает фотографию не реалистичной, а правдивой.

Надемся формат фестиваля остается неизменным из года в год, позволяя показать ярких, самобытных, абсолютно непохожих друг на друга авторов, все многообразие техник, жанров и стилистических направлений в современном фотоискусстве. Ведь, невозможно представить окружающий мир без фотографии, помогающей нам лучше понять свое время, свои устремления, запечатлеть нечто выразительное, чтобы оно не исчезло навсегда».

Катерина Изофатова, искусствовед

Адрес: г. Минск, ул. Козлова, 3, “Дворец искусства”.

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00. Понедельник – выходной день. 

Телефоны для справок: +375 (17) 395 15 49;+375 (29) 264 68 48 (МТС).