Фотографичность Бориса Заборова

Фотографичность Бориса Заборова

Artnews

6 июня 2025 г.

Выдающийся современный мастер европейского искусства Борис Заборов родился 16 октября 1935 года в Минске в семье художника Абрама Заборова. От отца будущий художник получил первые уроки рисования и живописи, а затем непосредственно в кружке изобразительного искусства, который вёл в минском Дворце пионеров и школьников-художников Сергея Каткова.

В 1949–1954 годах Борис Заборов учился в Минском художественном училище. В 1955 году – поступил в Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина – старейшее и крупнейшее в России высшее художественное учебное заведение, ведущая своей истории от Императорской Академии художеств. В 1958 году академия перевёлся в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, который окончил в 1961 году по специальности «художник театра». Дипломная работа Бориса Заборова – эскизы декораций к опере советского композитора Кирилла Молчанова «Улица дель Корно» (по мотивам романа итальянского писателя Васко Пратолини «Повесть о бедных влюблённых», 1947).

В 1961 году Борис Заборов вернулся в Минск. В 1962 году вступил в Союз художников БССР, членом которого образовался по 1979 год. В 1960–1970-е годы работал преимущественно в области книжной графики, проиллюстрировал и оформил десятки книг русской, белорусской и зарубежной классической и современной литературы, среди которых произведения Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, Янки Купалы, Рыгора Бородулина, Уильяма Шекспира, Оскара Уайльда. Талант художника неоднократно отмечался престижными наградами республиканских, всесоюзных и международных книжных выставок, ярмарок, конкурсов художественных книг. Например, Борис Заборов получил две бронзовые (в 1965 и 1977 годах) и золотые (в 1971 году) медали Международной выставки книжного искусства в Лейпциге, Германия. За 1971–1974 годы книги в оформлении художник завоёвывал первые премии конкурса «Самая красивая книга года» в Москве. К лучшим графическим произведениям Заборова этого периода относятся 8 оригинальных офортов к коллекционному библиофильскому изданию повести Фёдора Достоевского «Кроткая» (на немецком языке; издательство ВЭБ Верлаг дер Кунст, Дрезден, 1978), другие.

В 1975 году Борис Заборов сделал декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Александра Островского «Гроза» в постановке Леониды Хейфеца для минского Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы.

Важной частью творчества художника была станковая живопись, произведения которой по большей части он создавал «для себя». Часто задумываясь об эмиграции, в 1980 году Борис Заборов, наконец, решил уехать из Советского Союза.

С 1981 года художник жил и работал во Франции, в Париже, отдавая предпочтение станковой живописи, а именно – портретному и пейзажному жанрам. Стиль живописных художников 1980–2010-х, основанный на авторской оригинальности искусства студийной фотографии начала века прошлого века, резко отличается от картин минского периода. «Я приехал с яростным желанием начать свою жизнь заново, с нуля…», – пишет художник в своих воспоминаниях. Яркое воплощение манеры и мировосприятия выполняются работами «Женщина в белой шляпе» (1984), «Двойной портрет с куклой» (1993), «Мужчина с цветочным горшком» (1993), «Групповой портрет» (1995), «Семейный портрет» (1995), «Инфанта» (2003), «Дом» (2003), другие.

Помимо живописи, художник плодотворно работал в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, занимался скульптурой.

В 1992 году Борис Заборов создал 4 оригинальных офорта к изданию стихов Тонино Гуэрра «Nos empreintes» (издательство Edizioni d'arte Gibralfaro & ESM, Верона). В 2001 г. – художественное оформление и иллюстрации к изданию «Притяжение «Скупого рыцаря»» с факсимильными последствиями рукописи Александра Пушкина и ее переводом на английский язык (издательство Государственного Пушкинского театрального центра, Санкт-Петербург). В 2009 году репродукции картины Бориса Заборова были использованы в качестве иллюстраций к книге прозы Эдуарда Кочергина «Кукла Ангелова», с приложением оригинального офорта художника (издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург).

В 1990-х – начале 2000-х годов Борис Заборов сотрудничал с прославленным парижским театром «Комеди Франсе́з». Он создал костюмы к спектаклям по пьесам Михаила Лермонтова «Маскарад» (1992), Викторы Гюго «Лукреция Борджия» (1994), Ивана Тургенева «Месяц в деревне» (1996); декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Мольера «Амфитрион» (2001–2002).

В 2007 году художник сделал сценографию и костюмы к спектаклю «451 градус по Фаренгейту» по роману Рея Бредбери в постановке Адольфа Шапиро для московского драматического театра «Et Cetera».

Борис Заборов активно выставлялся. В 1980–2010-х годах ансамбль состоял из более тридцати знаменитых выставок художников в галереях и музеях разных стран мира: в Галерее Клода Бернара в Париже (1983), Музее «Матильденхох» в Дармштадте (1985), Галерее «Арт Пойнт» в Токио (1986, 1991, 2001), Музее «Пале де Токио» в Париже. (1989), Галерея «Манн» в Париже (1991), Гран-Пале в Париже (1992), Галерея Патриса Тригано в Париже (1992, 1993, 1994), Культурный центр международных исследований в Тулузе (1994), Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (1995), Выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге (1995), Галерея Энрико Наварры в Париже (1996), Галерея О'Хара в Нью-Йорке (1997), Галерея «Мими Фертц» в Нью-Йорке (2000, 2008), Галерея Валуа в Париже (2002, 2003, 2007), 2010), Галерея «Оффичина д'Арте» в Вероне (2004), Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге (2005), Государственная Третьяковская галерея в Москве (2005), Галерея Уффици во Флоренции (2008), Национальный художественный музей Республики Беларусь в Минске (2010), другие.

Борис Заборов награжден множеством престижных премий и наград среди премий 36-го Международного конкурса современного искусства в Монте-Карло (Монако, 2002). В 2012 году художник стал кавалером ордена Французской республики «Искусство и Литература», в 2013 году – избран в Почетные академии Российской Академии художеств (Москва – Санкт-Петербург). Произведения произведений художников в государственных и мировых собраниях разных стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находятся две картины Бориса Заборова «Первое причастие» (1981) и «Обнаженная» (1960-е), относящиеся к молодому периоду творчества художника.

Умер в Париже в январе 2021 года. 

Источник: artbelarus.by