Анна Мозес в цифрах: 3-й ребенок из 10, бросила школу в 12 лет, мать 5 детей, умерла в 101 год.
Анна Мария Робертсон родилась в Нью-Йорке в 1860 году. Ее родители жили на ферме и были владельцами небольшой льняной фабрики. Будучи третьим ребенком из 10, Анна не только помогала вести хозяйство, но и заботилась о младших братьях и сестрах. На учебу в школе времени не оставалось, семье не хватало денег, поэтому в 12 лет Анна начала работать. Она устроилась помощницей к обеспеченным соседям: убиралась и готовила в их доме. Этим она занималась следующие 15 лет, пока не познакомилась в одном из домов со своим будущим мужем, который тоже был наемным рабочим.
В 27 лет Анна Робертсон стала Анной Мозес и вместе с супругом устроилась на местную ферму. Молодая семья пыталась накопить на покупку дома, поэтому после смены на одной ферме они с мужем сразу ехали на другую. В общей сложности в тот период они трудились попеременно на пяти разных хозяйствах. Свою небольшую ферму в Вирджинии Мозесы купили в январе 1901 года, когда Анне был 41 год и у нее уже было двое детей. Хотя все были довольны, через несколько лет муж захотел вернуться в Нью-Йорк. Там у пары родилось еще трое детей (не считая пятерых, которые умерли в младенчестве).
В 1927 году муж Анны скончался от сердечного приступа, и управление фермой перешло одному из сыновей. В течение 10 лет Анна помогала ему вести хозяйство, но потом решила отойти от дел и переехала к дочери. С ней и ее семьей она прожила до самой смерти, которую Анна Мозес встретила в возрасте 101 года.
Артрит заставил рисовать
Хотя Анна зарабатывала на жизнь тяжелым физическим трудом, она очень любила искусство и всегда находила время на хобби. В детстве рисовала пейзажи лимонным и виноградным соком, молотой охрой, травой, тестом, гашеной известью и опилками. Затем, когда Анна была подростком, ее работодатели заметили интерес девочки к их литографиям и гравюрам и подарили восковые мелки для рисования.
После замужества девушка хотела сделать дом уютнее и веселее и расписала камин краской собственного производства. А в возрасте 72 лет, перед выходом на пенсию, она начала вышивать картины из пряжи в подарок друзьям и создавала стеганые поделки из ненужных лоскутов.
Когда к 76 годам у Анны развился артрит, от шитья пришлось отказаться. Через какое-то время ей стало сложно печь свои фирменные пироги, и бабушка Мозес не знала, чем ей заняться и как теперь радовать близких. Тогда сестра напомнила ей о рисовании.
Свою первую акварель бабушка Мозес подарила на Рождество почтальону
Чем больше она рисовала, тем сильнее увлекалась и признавалась, что ей особенно нравится, что картины живут дольше, чем поделки и вышивки из камвольной шерсти, которые со временем подъедала моль. Когда правая рука начала болеть, Анна стала рисовать левой, из-за чего некоторые поздние работы приобрели необычные черты.
Первая выставка, слава, деньги, но гордость бабушки — внуки, варенье и выпечка
Бабушка Мозес называла свои сельские пасторали «старомодными» пейзажами Новой Англии. Она обращалась в прошлое, в свои детские воспоминания, из-за чего на ее холстах нет ни телефонных столбов, ни тракторов, ни машин.
За последние почти три десятка лет жизни Анна создала более 1500 полотен. Время от времени она торговала картинами на ярмарке и брала за них от 3 до 5 долларов, в зависимости от размера, а по мере роста ее славы работы стали продаваться по цене от 8000 до 10 000 долларов. Популярность пришла к ней случайно, когда известный немецкий коллекционер увидел картины бабушки Мозес в местной аптеке. Он выкупил их у хозяина, а потом разыскал саму художницу и приобрел у нее еще 10 картин. Через год стараниями искусствоведа три работы Анны Мозес попали на выставку Музея современного искусства в Нью-Йорке под названием «Современные неизвестные американские художники».
Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), купили у художницы сразу после создания за 10 долларов США, а потом картина была продана в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.
Когда Анне исполнилось 80 лет, у нее состоялась первая персональная выставка, которая называлась «Что рисует жена фермера». Кроме 50 ее картин, в галерее была представлена ее выпечка и варенье, которые не раз выигрывали призы на местной ярмарке. С этого момента бабушка Мозес стала местной знаменитостью и музеи из других штатов загорелись желанием выставить у себя ее работы.
Вскоре картины пожилой художницы-самоучки уже выставлялись по всей Америке, Европе и даже побывали в Японии, а репродукции появлялись на рекламных постерах, упаковках кофе, губной помады, сигарет и фотоаппаратов, открытках, почтовых марках и керамических изделиях. Одним из известных фанатов творчества бабушки Мозес был художник Норман Роквелл, который подружился с Анной. Он написал ее в крайнем левом углу своей картины «Возвращение домой».
В 1950-х годах выставки бабушки Мозес били мировые рекорды посещаемости, а ее портрет попал на обложку журнала Time, но слава не вскружила Анне голову: в интервью 1947 года она признавалась, что больше гордится своими закрутками, чем картинами, а если уж на то пошло, больше всего в жизни гордится своими четырьмя детьми, одиннадцатью внуками и четырьмя правнуками.
Хотя сама художница не считала себя одаренной, она стала национальной знаменитостью
Штат Нью-Йорк наградил ее государственной премией, президент США Гарри Трумэн лично вручал ей премию Американского женского пресс-клуба, а в 1952 году картина бабушки Мозес «Четвертое июля» была передана в коллекцию Белого дома. Когда же Анне исполнилось сто лет, губернатор Нью-Йорка устроил по этому случаю выходной день для всего штата.
Уже после смерти художницы, в 1985 году, один из кратеров Венеры получил название Мозес в ее честь. А полотно Sugaring Off в 2006 году было продано на аукционе за 1,2 миллиона долларов США.
Источник: mel.fm