Как самая дорогая картина в истории вызвала скандал на арт-рынке

Как самая дорогая картина в истории вызвала скандал на арт-рынке

Artnews

21 апреля 2021 г.

Во Франции выходит документальный фильм о картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Его авторы обещают пролить свет на махинации, связанные с самой дорогой картиной в мире.

В новом полнометражном документальном фильме утверждается, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман заставил Лувр солгать о подлинности купленной им картины, чтобы избежать публичного унижения, поскольку картина оказалась подделкой, но стоила 450 млн. долл.

Картина «Спаситель мира» вошла в мировую историю искусства в 2017 году, когда около тысячи коллекционеров, перекупщиков и зрителей собрались в в Нью-Йорке, и старейший аукционный дом Christie’s продал картину за рекордные $450 млн, что сделало ее самой дорогой в мире. 120 000 поклонников искусства следили за аукционом благодаря прямой трансляции на Facebоok — и невероятно высокая финальная ставка отражали чрезвычайную редкость оригинальных работ Леонардо да Винчи. В настоящее время существует менее 20 картин, которые, как считается, написаны им самим, и все они являются частью музейных коллекций.

Первые сомнения в подлинности «Спасителя мира» возникли, когда Лувр Абу-Даби неожиданно передумал экспонировать картину в сентябре 2018 года. С тех пор ее не демонстрировали публично. Местонахождение полотна оставалось загадкой до 2019 года.

Но потом произошло событие, которое все изменило. В 2019 году «Спаситель мира» должен был предстать перед публикой в Париже на выставке Леонардо да Винчи, приуроченной к 500-летию со дня смерти художника. Перед этим эксперты французского Лувра провели собственный научный анализ картины и пришли к выводу, что да Винчи в лучшем случае лишь один из авторов «Спасителя», хотя работа действительно была создана в мастерской мастера. Авторы фильма утверждают, что специалисты Лувра проинформировали об этом владельца картины и намеревались обнародовать свое открытие, но в самую последнюю минуту картину не показали, а открытие экспертов так и не было обнародовано (Лувру запрещено публично комментировать находящиеся в частной собственности картины, которые в нем не выставлялись). Данное мнение подтвердили авторитетные искусствоведы. По их мнению, над «Спасителем мира» работал преимущественно помощник мастера, а сам Леонардо внес лишь «небольшие правки».

Документальный фильм Виткина прослеживает историю картины с 2005 года, когда нью-йоркский арт-дилер приобрел ее в плохом состоянии за 1175 долл. Картину отреставрировали в США, а затем несколько экспертов лондонской Национальной галереи подтвердили, что это действительно работа Леонардо. Два года спустя она была продана российскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 млн. долл. Авторы фильма также рассказывают о том, что происходило за кулисами Лувра после аукциона Christie’s. Как сообщается, несколько анонимных высокопоставленных чиновников в правительстве президента Франции Эммануэля Макрона утверждают в фильме, что предложение наследного принца одолжить картину Лувру для выставки 2019 года было связано с некоторыми условиями. Мухаммед бен Салман якобы настаивал на том, что Лувр должен демонстрировать «Спасителя мира» рядом с «Моной Лизой» и представлять его как «100%-ную работу Леонардо да Винчи». Последнее решение принимал президент Эммануэль Макрон, решивший не соглашаться с требованиями принца, поэтому картина так и не была показана на выставке. 

Источник: forbes.ru