Художественный эпатаж Маурицио Каттелана

Художественный эпатаж Маурицио Каттелана

Artnews

21 июня 2021 г.

Каттелан и банан

Уроженец Падуи, художник Маурицио Каттелан — enfant terrible современного искусства «специализирующийся на демонстрации той бесконечной череды маленьких кризисов, из которых и составлена человеческая жизнь», автор многочисленных и всегда ироничных «маленьких эстетических революций и социальных бунтов». Очередным из них стал банан, просто банан, приклеенный серым широким скотчем к белому гипсокартону стенда галереи Perrotin на ярмарке Art Basel Miami Beach-2019 и проданный за $120 тыс. Банан сразу начал создавать вокруг себя новые ситуации. Так, к концу ярмарки против него был совершен акт артистического иконоклазма — художник Дэвид Датуна подошел к стенду, решительно отклеил скотч, взял тропический плод, съел его и не подавился. При этом художник заявил, что Каттелана он очень уважает.

Каттелан и сакральное

Насмехаться на разумным, добрым и вечным Маурицио Каттелан умеет лучше кого бы то ни было. Особенно если дело касается религии. Свою самую известную работу на эту тему — La Nona Ora («Девятый час») — художник создал в 1999 году. Она представляет собой гиперреалистическую восковую фигуру Папы Римского Иоанна Павла II в натуральную величину, придавленную метеоритом. Скульптура располагается на красной ковровой дорожке, усыпанной битым стеклом. Название работы отсылает к евангельскому описанию смерти Христа на кресте, произошедшей «около девятого часа». Однако в мире победившего абсурда, адептом которого является Каттелан, служитель церкви умирает как герой второсортного голливудского боевика с фантастическими элементами. Сегодня работа принадлежит миллиардеру и владельцу аукционного дома Christie’s Франсуа Пино.

Каттелан и критика капитализма

Скульптура под названием L.O.V.E. расположилась в Милане напротив здания Итальянской фондовой биржи, которое считается ярким примером тоталитарной архитектуры. Появление на площади Аффари мраморной руки с поднятым четырехметровым средним пальцем вызвало много споров — не все поняли, против чего направлен этот жест. Одни считают, что Каттелан показывает палец финансистам, которые довели мир до экономического кризиса в 2008 году. Другие утверждают, что статуя обращена к позорному фашистскому прошлому Италии. Название работы расшифровывается как «Свобода, Ненависть, Месть, Вечность» (Libertà, Odio, Vendetta, Eternità). Тем не менее средний палец Каттелана, фаллический символ, установленный перед зданием с мощным ритуальным смыслом, — не волевой акт, а знак несогласованности, инвалидности общества. При этом другие пальцы мраморной руки не загнуты, а спилены.

Каттелан и любовь к животным

Каттелана ненавидят экоактивисты всех стран. Ведь в своем творчестве художник использует чучела животных — чаще всего лошадей, которых он подвешивает или демонстрирует как трофеи, показывая не головы, а части туш. Также в искусстве художника фигурируют ослики (часто до невозможности навьюченные) и голуби. На двух Венецианских биеннале, в 1997 и в 2011 году, Каттелан заполонил стропила и воздуховодные трубы Центрального павильона этими главными венецианскими птицами, загаживающими все вокруг, назвав первую инсталляцию «Туристы», а вторую — «Другие». Обнаружить их присутствие в экспозиции можно было по поддельным экскрементам на полу. По словам Франческо Бонами, Каттелан «использует стратегию Уолта Диснея, то есть наделяет животных эмоциями и недостатками людей, но в чуть более мрачной, депрессивной тональности». Эта оценка как нельзя лучше подходит к самой популярной работе художника — «Бидибидобидибу» (1996), изображающей покончившую с собой в белку в интерьере обезличенной бедной кухни.

Каттелан и золотой унитаз

Последний (до появления банана) нашумевший проект Маурицио Каттелана назывался «Америка» и представлял собой изготовленный из золота 750-й пробы унитаз, который был установлен в туалете на четвертом этаже Музея Соломона Р. Гуггенхайма. Золотым унитазом можно было пользоваться по прямому назначению, но каждому посетителю отводилось не более пяти минут, а желающих было много, так что в туалет всегда стояла очередь. Рядом бдел охранник, следящий за временем. Каждые двадцать минут специальный уборщик чистил унитаз средствами, которые не вредят золоту. В сентябре 2019 года унитаз выставлялся в Бленхеймском дворце в Великобритании, откуда был украден неизвестными. Через месяц полиция задержала по подозрение в краже женщину и двух мужчин средних лет, однако, как им удалось демонтировать и вынести из здания изделие весом в 100 кг — не уточняется.

Источник: artguide.com