Кисть и тушь должны идти в ногу со временем

Кисть и тушь должны идти в ногу со временем

Artnews

15 марта 2023 г.

Как известно, самым дорогим художником нашего времени является Пабло Пикассо. Однако Пикассо далеко не одинок на аукционном олимпе, откуда время от времени его «сбрасывает» Чжан Дацянь — художник, который сумел соединить французский экспрессионизм с традициями Китая. И, кстати, при жизни эти два великих художника были друзьями.

Чжан Дацянь (1899-1983) — один из самых необычных и одиозных представителей китайского искусства второй половины XX в. Чжан Дацянь известен коллекционерам и любителям китайской живописи по всему миру. И дело не только в том, как искусно владел он кистью, как необычно видел цвет, а в том, что это самый известный фальсификатор китайской живописи. Искусствовед Дж. Кэхил всегда говорил: «Если видишь старую картину, убедись, что ее не написал Чжан Дацянь».

Именно Чжан Дацянь пустил в пространство китайской живописи огромное число очень хорошо написанных подделок старых картин. Тот же Кэхил говорил о том, что, порою, нельзя определить оригинал перед тобой или подделка Чжан Дацяня. Ему не верили, его опасались, но покупали и покупали многие. Так в 1970-е гг. музей Метрополитен купил у Чжан Дацяня большую коллекцию и до сих пор не соглашается на проведение процедуры атрибуции.

Конечно, такие подделки мог делать человек совершенно неординарных способностей. Очень большое влияние на живопись Чжан Дацяни оказали фрески скального монастыря Даньхуан. Позже он увлекся коллекционированием и стал копировать шедевры старины . Факт копирования для китайской живописной традиции не нов – обучение начиналась с того, что ученики копировали шедевры, но Чжан Дацян был в этом, видимо, непревзойденным мастером.

Рисовал он по-разному, в разных стилях. Самыми узнаваемыми его работами являются пейзажи в сине-зеленых тонах. Его манера рисования подобных картин пятнами являлась и новшеством, и одновременно уходила корнями в традиционную культуру, потому что еще с конца эпохи Тан (618-907 гг) сине-зеленые краски использовались для подчеркивание игры теней и света на склонах гор.

Очень долго Чжан Дацянь во всемирном арт-рейтинге считался самым высокооплачиваемым художником. В 2011 г. его картина “Весна персикого цвета”  была продана за рекордные 35 млн долларов. В этом он обогнал даже Пабло Пикассо, с которым в 50-е гг они встречался, когда осваивал манеры живописи модерна и экспрессионизма.

“Весна персикого цвета” 

Источник: dzen.ru