Лавиния Фонтана: кто она?

Лавиния Фонтана: кто она?

Artnews

6 августа 2023 г.

Лавиния Фонтана (Lavinia Fontana, 1552 год, Болонья – 11 августа 1614 года, Рим) – итальянская художница позднего Возрождения, представительница маньеризма. Считается первой женщиной, выполнявшей крупные частные и публичные заказы.

Особенности творчества Лавинии Фонтаны. Лавиния Фонтана творила в тех же областях, что и её соперники-мужчины, не нашедшие покровительства при дворах и монастырях. Она работала не только в жанре портрета, традиционном для художниц того времени, но также писала масштабные картины на религиозные и мифологические темы, иногда включавшие обнажённую женскую натуру. Фонтана была первой женщиной, писавшей ню, и, вероятно, первой художницей, работавшей с живыми нагими моделями. Успехи в области портретной живописи принесли ей славу во всей Италии, а заказы позволяли кормить семью из тринадцати человек. 

Чтобы уяснить значение фигуры Лавиниии Фонтаны, важно принять во внимание социальные традиции Болоньи в период контрреформации. Поскольку художник-женщина в то время была редким явлением, понять, как она заняла видное положение, можно, изучив её происхождение. Лавиния появилась на свет в семье художника Просперо Фонтаны и печатницы Антонии де Бонардис. Именно Просперо поощрял в дочери интерес к живописи, – в противном случае она вообще не смогла бы ею заниматься. Из немногих художниц эпохи Ренессанса, чьи имена нам известны сегодня, большинство обучались именно под руководством отцов. И Лавиния Фонтана не была исключением. Её родитель позаботился, чтобы помимо рисования дочь получила блестящее образование.  

Ранний стиль Лавинии Фонтаны очень напоминал отцовский, но постепенно она переняла манеру Караваджо, добавив насыщенную квазивенецианскую колористику. Помимо портретов и других картин художница писала также небольшие произведения на медных пластинах, которые пользовались популярностью в качестве папских и дипломатических подарков.

Некоторые её дорогостоящие картины позже были ошибочно приписаны Гвидо Рени. Например, это «Венера», «Богородица, поднимающая вуаль над спящим младенцем Христом» и «Визит царицы Савской к царю Соломону». Автопортрет Лавинии до замужества – а в юности она, как говорили, была очень красива – принадлежал графу Заппи из Имолы, родственником которого был её супруг. На этой картине Фонтана представила себя в двух ипостасях – как изысканную даму и как профессионального художника. Такое сопоставление было распространено среди её коллег-женщин в XVI веке.

По документам историкам известны более ста работ Лавинии Фонтаны, но на данный момент обнаружены лишь 32 подписанных и датированных произведения. Существует ещё 25 картин, которые с высокой степенью вероятности могут быть приписаны художнице. Таким образом, её наследие может считаться самым обширным среди всех женщин-живописцев до 1700 года. 

Источник: artchive.ru