Оскар Кокошка. Дикарь из Вены

Оскар Кокошка. Дикарь из Вены

Artnews

10 января 2023 г.

В Музее современного искусства города Парижа открылась выставка «Оскар Кокошка. Дикарь из Вены»: 150 произведений, в том числе 75 картин выдающегося австрийского художника ХХ века. 

Название выставки понятно: у Оскара Кокошки (1886–1980) была репутация дикаря. Отправившись завоевывать Вену, уроженец крошечного Пёхларна, обрившись налысо, раздражал общество своими скандалами, романами, картинами. Он считался отличным портретистом. «Я могу видеть людей сквозь кожу», — говорил художник. Его друг архитектор Адольф Лоос даже предложил ему выкупать те портреты, от которых все-таки откажутся испуганные заказчики.

В начале выставки на его картинах — персонажи императорской Вены, еще не знающие, что им приготовил ХХ век. Это художественный критик, меценат, культуртрегер создателя «Der Sturm» Герварт Вальден (Георга Левина), которого Кокошка считал «абсолютным представителем современности». 

Особый раздел посвящен его кукольному роману, вошедшему в историю искусства и психиатрии. Расставшись со своей подругой Альмой Малер, он заказал художнице театра Гермине Моос изображение предмета своей безумной любви в натуральную величину и с самыми подробными деталями тела. С этой куклой он нянчился всем напоказ. В отличие от реальной Малер, она была буквально набитой дурой, послушной и бессловесной. Возможно, именно то, что и было нужно Кокошке. Поигравшись с ней, он искромсал ее на куски, отрубил голову и выкинул на помойку. На память об этом два великолепных автопортрета с куклой, в которых сам художник похож на манекен с безумным испуганным лицом и огромным подбородком.

Расставшись с возлюбленной, Кокошка отправился на фронт служить, продав свой знаменитый парный портрет «Невеста ветра» за цену кавалеристской лошади. Был трижды ранен русскими, побывал в плену, закончил фронтовым рисовальщиком. Несколько графических листов, изображающих разбитые снарядами дома и солдат, грабящих захваченное село, также присутствуют на выставке. 

В мирные времена он много путешествовал, преподавал в Германии, пользовался огромным авторитетом в родной Австрии, его выставки имели успех в Англии и Франции. В 1930-х Оскар Кокошка был записан в «дегенеративные художники» и гордился этим клеймом, хотя сотни его работ были изъяты из музеев, а многие были уничтожены. В 1934 году он перебрался из Вены в Прагу, в Чехословакию, бывшую часть империи. Так русские художники бежали от большевиков в Финляндию, или Латвию, или Грузию. Когда и там его настигли фашисты, он уехал с женой в Англию, где и провел всю войну.

После войны О. Кокошка стал подданным Британии. С Австрией он примирился, даже принял в конце концов торжественно возвращенное ему гражданство, но ни Вена, ни Берлин его больше не привлекали. Кокошка предпочел Швейцарию, причем не немецкую, а французскую ее часть. Жил возле Монтрё, любовался озером Леман, писал картины. 

На этой ретроспективе он предстает художником очень разнообразным. Выставлены его пейзажи, в которых он с такой же свободой подходит к изображению городов и гор: Доломиты, Марсель, Прага и узнаваемы, и незнакомы в одно и то же время. На выставке показаны и его графические листы, партитуры его опер, обложки книг. 

Источник: ccty.ru