Поп-арт Кита Харинга

Поп-арт Кита Харинга

Artnews

13 сентября 2023 г.

Кит Харинг (англ. Keith Haring, 1958-1990) - американский художник. Один из ярчайших представителей американского поп-арта и уличного искусства 1980-х годов.

Кит Харинг родился 4 мая 1958 года в г. Рединг (штат Пенсильвания), США. Детство будущего художника прошло в том же штате, в городе Куцтаун. Его мать Джоан Харинг была инженером, а отец Аллен Харинг зарабатывал как карикатурист-любитель. У Кита также было три сестры (Кей, Карен и Кристен). Их семья регулярно посещала объединенную Церковь Бога (United Church of God). Интересоваться искусством Кит Харинг начал в очень раннем возрасте, проводя время со своим отцом, создавая творческие рисунки. В раннем возрасте на него оказали влияние мультфильмы Уолта Диснея, доктора Сьюза, Чарльза Шульца и персонажей Looney Tunes в шоу Bugs Bunny.

В подростковом возрасте Кит Харинг был вовлечен в движение Иисуса. В конце концов он оставил религию и уехал из дома. Путешествовал автостопом по США, продавая футболки Grateful Dead и anti-Nixon, которые делал сам. В это же время начал экспериментировать с наркотиками. В 1976-78 изучал коммерческое искусство в Питтсбургской школе профессионального искусства Айви (Pittsburgh's Ivy School of Professional Art), но позднее потерял интерес к образованию (решил уйти после прочтения книги Роберта Анри "The Art Spirit" (1923), которая вдохновила его сконцентрироваться на собственном искусстве).

В конце 70-х годов Кит Харинг работал техобслуживателем в Питтсбургском центре искусств и там познакомился с искусством Жана Дюбюффе, Джексона Поллока и Марка Тоби. Значительное влияний на него оказали ретроспектива работ Пьера Алешинского (1977) и лекция скульптора Христо Явашева (1978). Работа Алешинского концептуально была связана с международным авангардным движением "КоБрА" и знакомство с творчеством художников данной группы придало Киту Харингу уверенности для создания больших каллиграфических изображений (здесь важно отметить, что живопись как таковая в то время перестала считаться формой актуального искусства и подобные ретроспективы доказывали, что современный художник может быть интересен публике в том числе если он "просто пишет картины"). Христо Явашев же познакомил Кита Харинга с возможностями привлечения публики к своему искусству, с ролью медиа сферы и вытекающими отсюда идеями постмодерна. Первая крупная, публичная, персональная выставка Кита Харинга состоялась в Питтсбурге, в Центре искусств в 1978 году. В конце 70-х годов Кит Харинг твердо решил уехать из Питтсбурга.

В 1978 году Кит Харинг переехал в Нью-Йорк и поступил в Школу изобразительных искусств на Манхэттене, где изучал живопись, семиотику, видео арт и искусство перформанса. Одновременно с учебой работал официантом в ночном клубе Danceteria. В этот период жизни Кит Харинг находился под сильным влиянием трудов Уильяма Берроуза. Позднее он познакомится с известным писателем и даже будет сотрудничать с ним. Кит Харинг проиллюстрировал одну из глав романа «Западные земли» (1987), а позднее Берроуз и Харинг выпустили совместную графическую книгу Апокалипсис (1988).

Впервые творчество Кита Харинга получило широкое общественное внимание после того, как в начале 80-х годов он начал рисовать мелом белые рисунки на черном фоне, размещая свои работы на неиспользуемых рекламных щитах на станциях нью-йоркского метрополитена. Харинг называл метро своей "лабораторией", местом, где он мог экспериментировать и бесплатно демонстрировать свои работы. Примерно в это же время т.н. "сияющий ребенок" стал визитной карточкой художника. Роберт Нео (Robert Neu) отмечал, что "смелые линии, яркие цвета и активные фигуры в работах Кита Харинга несут в себе сильнейшее послание жизни и единства".

Кроме метрополитена Кит Харинг старался использовать и любые другие общественные площадки, став т.о. видным представителем нью-йоркского уличного искусства того времени. Участвовал в выставке на Таймс-сквер, создал серию провокационных коллажей, сделанных из вырезанных и рекомбинированных заголовков New York Post, которые в огромном количестве размещал по всему Нью-Йорку.

В 1984 году Кит Харинг посетил Австралию и некоторое время работал в Мельбурне и Сиднее. Здесь он получил заказ от национальной галереи Виктории и Австралийского Центра современного искусства на роспись стен в Национальной галерее. Он делал росписи в Рио-де-Жанейро, в Музее современного искусства в Париже, в Миннеаполисе и на Манхэттене. В 1985 году он бесплатно делал политические плакаты на тему ситуации в ЮАР. В том же году Энди Уорхол познакомил его с певицей Грейс Джонс, с которой Кит Харинг сделал несколько совместных проектов (художник расписывал тело певицы). Весной 1986 года провел свою первую персональную музейную выставку в Музее Стендельик (Stedelijk) в Амстердаме, где также расписал стены тогдашнего хранилища музея. 23 октября 1986 года музей Чекпоинта Чарли попросил Кита Харинга создать графити на Берлинской стене. Работа художника в итоговом варианте составила 300 метров в длинну и изображала красные и черные переплетающиеся человеческие фигуры на желтом фоне. Цвета были изображением немецкого флага и символизировали надежду на единство между Восточной и Западной Германией. Кит Харинг также любил работать с детьми и основал проект Citykids Speak on Liberty, в котором приняло участие 1000 детей. Проект был приурочен к столетию статуи свободы.

В 1982-89 гг. Кит Харинг создал более 50 стрит-арт работ в различных городах по всему миру. Яркие энергичные линии в его работах этого времени должны были по его словам "подчеркнуть кинетическое движение, жизненную силу и эйфорию духа". Традиционно отмечается, что в это время творчество художника отличала смелость в выражении гомосексуальной любви, которая позволила его работам стать неким рупором поколения и сделать значительное культурное заявление.

В апреле 1986 в Сохо был открыт поп-магазин (Pop Shop) Кита Харинга, что сделало его работы доступными для широкой публики. Когда художника спросили о коммерциализации его искусства, он сказал: "я мог бы заработать больше денег, если бы просто нарисовал несколько картин и задрал на них цену. Мой магазин это продолжение того, что я делал на станциях метро, разрушая барьеры между высоким и низким искусством". С открытием магазина работа Харинга стала в большей степени социально-политической, художник высказывался на такие темы как антиапартеид, осведомленность общественности о проблеме СПИДа и эпидемия крэка. Он даже создал несколько произведений поп-арта под влиянием других брендов: водки Absolut, сигарет Lucky Strike и Coca-Cola. В 1987 году персональные выставки Кита Харинга прошли в Хельсинки, Антверпене и других городах Европы. Он также разработал обложку для благотворительного альбома A Very Special Christmas, на котором была также песня Мадонны. В 1988 году он присоединился к избранной группе художников, чьи работы появились на этикетке вина Chateau Mouton Rothschild.

В 1988 году умер близкий друг художника, Жан-Мишель Баския. Кит Харинг посветил его гибели картину A Pile of Crowns, for Jean-Michel Basquiat (рус. "Куча корон для Жан-Мишеля Баскии"). В том же году Кит Харинг узнал, что болен СПИДом. Еще до этого художник создал более 50 общественных работ в десятках благотворительных организаций, больниц, детских садов и детских домов. Тем не менее, в последние годы жизни, эта его стала, возможно, главной для него. Кроме того, в последние два года жизни он использовал свои образы, чтобы говорить о своей болезни и повышать уровень осведомленности общества о СПИДе. Кит Харинг был открытым гомосексуалистом и не только поднимал эту тему, но и особо подчеркивал необходимость контрацепции, защиты себя и разумного отношения к половым связям. В 1989 году Центр общественных услуг лесбиянок и геев пригласил его присоединиться к выставке художественных работ для здания на 208 Уэст Стрит. В июне, на задней стене монастыря церкви Святого Антония (итал. Chiesa di Sant'Antonio abate) в Пизе, Италия он написал последнюю уличную работу в своей жизни: "Tuttomondo" (перевод: "Весь мир").

В 1989 году художник основал Фонд Кита Харинга для предоставления финансирования и передаче некоторых своих работ организациям, занимающимся проблемами СПИДа, а также различным детским программам. Цель фонда состоит в том, чтобы передать будущим поколениям пожелания Кита Харинга и расширить его наследие, понимание искусства. Фонд предоставляет гранты и финансирование некоммерческим организациям, которые нацелены на обучение обездоленной молодежи и информирование людей о ВИЧ и СПИДе. Он также поддерживает художественные и образовательные учреждения, финансируя выставки, образовательные программы и публикации. Кит Харинг также доверил фонду продолжать его наследие через исследования его жизни и делиться своими материалами с публикой.

Кит Харинг умер 16 февраля 1990 года от осложнений, связанных со СПИДом.

Источник: contemporary-artists.ru/index.html