Экзистенциальные вопросы и неоэкспрессионизм проявляются через творчество одного из ведущих немецких художников послевоенного европейского искусства. Этот талантливый человек известен не только художественными работами, но также скульптурами и инсталляциями. Необычный и довольно сложный, он получил всеобщие войны и стал в 1990 году лауреатом премии Вольфа. Его творческий путь был тесно связан с такими знаменитыми фигурами мирового искусства, как Йозеф Бойс и Георг Базелиц — первым был его учителем, творчеством второго поколения он искренне восхищался.

Ансельм родился 8 марта 1945 года в городе Донауэшинген, в Германии. Детство мальчика пришлось на послевоенный период, что было сказано на картине будущего художника. Отец его был учителем живописи, и это настраивало сына на творчество с маленьких лет. После окончания школы юноша поступил в Университет Фрайбурга, где исключительно изучал романские языки и законодательство. Но после трех семестров он начал Алиексис художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ и Дюссельдорфа, чтобы брать там уроки живописи.
В 1969 году Ансельм получил диплом высшего художественного образования. С 1971 по 1991 годы он жил в городе Хорнбах, где создал студию в помещении бывшего кирпичного завода. Именно здесь оригинальный свет всех картин «немецкого периода», которые отличались антифашистской направленностью.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов Ансельм создал серию фотографий, снятых в разных странах мира: Франции, Италии, Швейцарии. На них он в военной форме застыл в нацистском приветствии. Так художник призывал своих сограждан-немцев помнить и признавать потери во Второй мировой войне. Намного позже некоторые из наших сотрудников Ансельм в отдалении на холсте. После этого цикла фотографий под общим названием «Окупация» к автору пришла широкая известность.
Главными темами творчества Ансельма с тех лет и до сегодняшнего дня является ужасное прошлое, которое резко меняется в настоящем, и жестокая борьба с немецкой историографией. Его работа до сих пор вызывает полемику между ценителями искусства из-за темы холокоста.
По образованию Ансельм Кифер – филолог, поэтому книга занимает важное место в его знаменитых инсталляциях. Самая известная из них — «Перепись населения». Она весит 32 тонны и представляет собой тяжёлые свинцовые фолианты. Эта библиотека из свинца является утверждением материальной материальности книги.

В раннем творчестве Ансельм использовал стекло, дерево, солому, части растений и другие материалы, которые делали его произведения более хрупкими и давали зрителю практически тактильно ощутить картины. В тот же период он стал делать на них различные надписи, которые обозначали выступающую часть общей эстетики. Эта форма прочно вошла в арсенал художественных приёмов автора.
В 970-х – 1980-х годах в произведениях Ансельма начали появляться персонажи немецкой мифологии и образы древней истории. Большинство из них взяты из цикла оперы Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Более 30-ти картин художника названы в честь этого композитора.
В 1980 году Ансельм Кифер и Георг Базелиц представили Германию на Венецианской биеннале. Вторая половина 1980-х годов стала для Кифера временем для дальнейшего переосмысления истории Германии тех лет в связи с происходящими событиями. Также автор вернулся к написанию антифашистских работ.

Одной из возникших в тот период стала картина «Густое облако» (1985). Эта работа представляет собой депрессивный посыл. Кусок свинца с ржавчиной – вот что больше всего напоминает густое серое облако, которое нависло над таким же безжизненным серым миром. Так автор поднял протест против базирования тактических ракет НАТО на немецкой земле.
Этот период также породил новую тему для работы Ансельма — анализ движения Германии как цивилизации в развитии мировой культуры. Степень с теологией его произведений вбирали в себя всё больше элементов скульптур, оккультных практик и мистики. За свои художественные заслуги в 1990 году мастеру была удостоена премии Вольфа.
С 1990-го по 2001 год Кифер путешествовал по Японии, Индии и Мексике, а в 1992 году он переехал в коммуну Баржак во Франции, где открыл новую студию на брошенной фабрике по производству шитька. В это время Ансельм создаёт множество скульптур, основной темой его творчества становится космос. В 1999 году Кифер был удостоен новой высокой награды — Императорской премии Японии за прижизненные достижения.
В 2002 году для складов художник создал серию скульптур, составленных из кубов с дверными проёмами, под названием «Башни». Они действительно очень похожи на эти архитектурные сооружения и чем-то напоминают знаменитую падающую Пизанскую башню, поскольку расположены немного под наклоном.

Помимо этого, он создал ряд работ, которые виртуозно сочетают в себе скульптуру и инсталляцию. Это своеобразный диалог между современностью и деструктивным прошлым.
В работе «Без названия (Книга созвездий)» (2004) Кифер делает отсылку к теориям математика и космолога XVI века Роберта Фладда, картам звёздного неба и произведениям знаменитого немецкого поэта Паули Целана. На железных листах автор отмечает созвездия галактики.

В 2007 году триптих Ансельма вошёл в постоянную экспозицию Лувра. Он состоит из картины «Атанора» и двух скульптур — «Даная» и Hortus Conclusus.
В 2008 году Кифер переехал в Париж. Он перевёл свою студию в пригороде столицы Франции и поместил её в мир бывшей универмаги Самаритянин. И в этом же году художник был удостоен очередной награды — Премии мира немецких книготорговцев.

Источник: artifex.ru/