Тайна "Влюбленных" Рене Магритта

Тайна "Влюбленных" Рене Магритта

Artnews

23 февраля 2023 г.

Произведение Рене Магритта «Влюбленные» окутано тайной и всегда интриговало как любителей искусства, так и критиков. 

Рене Магритт в нескольких словах.

Рене Магритт, родившийся в 1898 году и умерший в 1967 году, был бельгийским художником-сюрреалистом. В детстве Магритт увлекался комиксами и кинематографом. К сожалению, его наивность и детское восприятие мира были прерваны после того, как его мать покончила жизнь самоубийством, когда ему было всего 14 лет.

В 1915 году Магритт обращает свой взор к живописи: он оставляет учебу и поселяется в Брюсселе, недалеко от городской Королевской академии изящных искусств, планирует пройти там курсы и изначально рисует в стиле импрессионизма. 

В Академии он обнаружил новую любовь к кубизму и футуризму, а затем и к движению Дада начала 1920-х годов. Но именно в 1926 году Магритт создал «Пропавшего жокея», картину, которая считается самой первой из его сюрреалистических работ.

Примерно в то же время он присоединился к недавно созданной группе бельгийских сюрреалистов. Однако Магритт в конце концов принял решение уехать из Бельгии в Париж. Там, в 1927 году, он познакомился с группой сюрреалистов, среди которых были Андре Бретон, Сальвадор Дали, Поль Элюар, Жоан Миро и Ив Танги.

Из всего своего сюрреалистического окружения Магритт, безусловно, единственный, кто не придерживался концепции психического автоматизма, отстаиваемой его современником Андре Бретоном. Его больше интересовали символы, загадочные и метафорические, иногда даже юмористические образы. 

Эти работы, часто очень загадочные, подчеркивают отсутствие у нас способности различать реальность и мысленные образы, создаваемые нашим разумом. Его картины часто требуют второго уровня анализа и состоят из нескольких слоев изображений, как бы наложенных друг на друга. 

1. На самом деле это первая из четырех картин.

Малоизвестный факт, что картина Магритта «Влюбленные» на самом деле является частью серии из четырех картин, каждая из которых создавалась в течение одного года, то есть в 1928 году. Три картины имеют одинаковое название, за каждой из которых следует римская цифра, чтобы их можно было различить. 

Тот, о котором мы говорим сегодня, является первым в серии. В настоящее время он хранится в коллекции Ричарда С. Зейслера в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Как и в первой части серии, в «Влюбленных II» Магритта изображена пара, лица которой покрыты белой простыней. На этот раз они не целуются, а просто стоят рядом. Кажется, они позируют, как будто ждут, когда их сфотографируют.

«Влюбленные III» снова иллюстрируют эту пару, но на этот раз Магритт показывает нам лица двух своих персонажей. Мужчина, изображенный рядом с молодой женщиной, кажется, что не имеет тела, его голова парит над плечом женщины, что создает ощущение тревожности.

Наконец, в последней части серии, «Влюбленных IV», изображена та же пара, но на этот раз это уже не портрет крупным планом. На этот раз молодая женщина довольно удобно сидит на камне, скрестив руки, заключенная в страстных объятиях с мужчиной, у которого снова нет тела — только парящая голова.

2. Почти кинематографический стиль кадрирования. 

В своей картине «Влюбленные» Рене Магритт изображает влюбленную пару в страстных объятиях, целующуюся сквозь белые простыни, закрывающие лицо. Пол каждого персонажа можно различить только по одежде. Женщина одета в красное платье, а мужчина в черный костюм.

В этой работе Магритт дает нам очень мало информации об обстановке, в которой происходит поцелуй. Это связано с почти кинематографическим кадрированием и крупным планом.

На этот кинематографический стиль кадрирования, несомненно, повлияла любовь Магритта к кино, страсть, которую он испытывал с детства. Пара занимает почти всю поверхность полотна, очень интимная, как будто это кадр прямо из любовной сцены, которую можно увидеть в романтическом кино.

Лишь несколько архитектурных намеков позволяют нам предположить, где происходит действие. В любом случае, неопределённость локации в сочетании с уникальным обрамлением произведения позволяют Магритту сфокусировать внимание зрителя на этой загадочной паре.

3. Простыня — символ слепой, скрытой или бессознательной любви?

Рене Магритт часто использует в своих работах много метафорических образов и символизма. Он меняет значение предметов, создает игру слов и загадки в каждом произведении. Здесь самым интригующим элементом, совершенно очевидно, являются белые простыни, закрывающие лица обоих персонажей. 

Их значение первостепенно, потому что без них произведение теряет всю свою оригинальность и интригу. Именно эти простыни притягивают взгляд к произведению, привлекая внимание зрителей своей загадочностью.

Многие искусствоведы на протяжении многих лет проводили параллели с вуалью, найденной на лице его матери после того, как она утонула. 

Возможно, Магритт пытается намекнуть на то, что любовь слепа, что двум людям необязательно физически видеть друг друга, любить друг друга. Простыни также могут означать объект желания этих двух влюбленных друг к другу.

Таким образом, эти два закрытых лица могут породить множество предположений и множество различных интерпретаций. По словам Магритта, если бы он объяснил истинный смысл своей работы, это разрушило бы тайну, стоящую за ней. Художник-сюрреалист добровольно культивирует этот вкус к тайнам.

Как говорил сам художник: «Искусство пробуждает тайну, без которой мир бы не существовал».

Источник: www.kazoart.com/blog/en/