Встреча в Верой Мольнар

Встреча в Верой Мольнар

Artnews

31 июля 2023 г.

Пятого января этого года Вере Мольнар, одной из пионеров компьютерного искусства, родившейся в Венгрии и живущей в Париже с 1947 года, исполнилось 99 лет. Последние два года её домом стал Maison de Retraite Médicalisé, частный дом престарелых, где у Веры Мольнар есть собственная комната, которая также служит ей мастерской.

В работах Мольнар повторяются простые серии мотивов – круги, полумесяцы, бесконечные вариации линий и как бы усечённых квадратов, – олицетворяющие мастерство и в то же время гипнотически умиротворяющий порядок в хаосе. «Я думаю, что любое однообразие и симметрия в жизни должны включать в себя некий момент удивления – стоит впустить немного свежего воздуха», — рассказывала Мольнар в разговоре с Винсентом Бэби, записанном вскоре после того, как за свои выдающиеся заслуги она получила приз AWARE 2018, присуждаемый такой институцией, как AWARE: Archives of Women Artists, Research and Exhibitions.

В 16 лет Вера Мольнар решила, что хочет жить во Франции, и, в конце концов, добилась этой цели – после окончания учёбы в Школе изящных искусств в Будапеште (1942–1947) переехала в Париж. Она стала соучредителем нескольких важных французских экспериментальных групп, в том числе Groupe de Recherche d'Art Visuel (GRAV) в 1960 году и Art et Informatique в 1967 году. Долгое время её любимым кафе в Париже было кафе Le Select на Монпарнасе, где она познакомилась с целым рядом легендарных личностей и представителей художественной сцены того времени – это Бранкузи, Кандинский, Фернан Леже, Виктор Вазарели и не только. В 1976 году Вера вместе со своим мужем, художником Франсуа Мольнаром (1922–1993), разработала программное обеспечение Molnart. Она была профессором изящных искусств, эстетики и истории искусств в Сорбонне с 1985 по 1990 год. 

Её работа сочетает в себе тёплое прикосновение руки и отстранённость машины-компьютера, это своего рода гибрид, который также достаточно точно описывает время, в котором мы живём. До того, как компьютер вошёл в её жизнь, Мольнар экспериментировала, создавая программы вручную и переставляя фигуры на сетке, назвав свой метод machine imaginaire («воображаемой машиной»).

«Я работала с визуализацией: придумывала очень простые программы – и выполняла каждый из шагов вручную, один за другим, как если бы они выполнялись машиной. Раньше я занималась конструктивизмом – под влиянием Малевича, Мондриана и Морелле, а до этого занималась кубистической живописью. Кубизм как живописный стиль – образный, но в то же время конструктивный – помог мне. Это облегчило мне переход и подтолкнуло меня туда, где я нахожусь сегодня».

Мольнар занимается изучением потенциала компьютеров в искусстве с 1968 года, когда она впервые получила доступ к ЭВМ в исследовательской лаборатории Сорбонны. Она научилась программировать на примитивном языке Фортран, что дало ей свободу вводить в компьютер бесчисленные варианты алгоритмов и печатать повторяющиеся геометрические фигуры и абстрактные изображения на принтере-плоттере.

В 1960-х гг. Мольнар обвинили в дегуманизации искусства. 

Отмечая свое 99-летие, Мольнар разработала инновационный перформативный протокол для создания серии NFT под названием «2% хаоса в сотрудничестве», тем самым в очередной раз, продемонстрировав свою способность безошибочно чувствовать дух времени.

В. Мольнар говорит: «Самое верное, что у меня получилось понять о себе, это то, что я ничего не знаю. Я ничего ни о чём не знаю. В монологе гетёвского Фауста есть очень красивые строки:

Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако я при этом всём

Был и остался дураком.

В магистрах, в докторах хожу

И за нос десять лет вожу

Учеников, как буквоед,

Толкуя так и сяк предмет.

Но знанья это дать не может,

И этот вывод мне сердце гложет.

(Перевод Б. Пастернака)

Это я хорошо усвоила, потому что передо мной было открыто много дверей, и везде за ними были вопросы и не было ответов. Этот монолог из “Фауста” меня очень вдохновляет, и я думаю, что когда-нибудь в будущем я что-нибудь с ним придумаю. Но пока ещё не знаю, что».

Источник: arterritory.com/ru