Эксцентричная японская художница, перформансистка Яёи Кусама, доказавшая что «горошек – это путь к бесконечности», стала известна в основном после знаменитого контракта с Louis Vuitton.
Что может быть лучше бесконечной любви? Повторяющийся круглый узор, символ гармонии и вечности в скульптурах и картинах Яёи Кусама говорит нам именно о любви. Любовь и безумие – ключевые слова для описания феномена ее искусства, «Любовь навсегда» – отвечает художница на вопросы журналистов о сверхидее своего творчества.
С точки зрения стиля, творчество Яёи Кусама это некий микс минимализма, поп-арта и ар-брют – маргинального искусства психически неуравновешенных людей. В ранних 60-х Кусама впервые привлекает к себе внимание необычными арт-объектами – это лестницы, диваны и кресла, обитые тканью с фаллическими отростками. Идея сексуальности как способ установления собственной идентичности, впервые высказанная художницей в проекте «Аккумуляция 2», становится сквозной для всего ее творчества. Тогда же в ее произведениях впервые появляется фирменный горошек. В инсталляции «Infinity Mirror Room – Phalli’s Field», создававшей особое сорреалистичное ощущение, горошком были декорированы объекты, помещенные в зеркальную комнату: гипнотичные сети горошков отражались в зеркалах и до бесконечности транслировали радость и тревогу. В скором будущем этот принт с предметов интерьера переместится на тела обнаженных людей, участвовавших в перформансе Grand Orgy to Awaken the Dead.
Притчей во языцех стала и манера Кусамы писать картины, вращаясь вокруг лежащего на полу холста. «Помню, как в нью-йоркской студии я с утра до вечера рисовала картины из скоплений кружочков, – вспоминает художница. – Пейзаж за окном в моих глазах тоже состоял из тысяч точек, а когда я смотрела на свою руку, эти точки переносились на нее. У меня даже случались приступы паники, и я не раз попадала в больницу с потерей сознания».
Практически сразу после триумфа в Нью-Йорке, по возвращении в Японию, художнице пришлось лечиться в психиатрической клинике. Там, собственно, Яёи Кусама пребывает и по сей день, за исключением редких выходов в свет по случаю открытия очередного магазина Louis Vuitton с ее декором.
И все же 83-летняя художница часто становится героиней таблоидов, например, в 2008 году – в связи с громкой продажей одной из ее работ на аукционных торгах Christie’s, которая «ушла» за рекордные 5 миллионов долларов. Марк Джейкобис, преданный поклонник творчества Яёи Кусама, утверждает: «Как любой великий художник, она создала целый мир, которым делится с нами, и мы не можем не чувствовать это. Она часто признавалась, что помешана на идее Вечности, которая отражена в каждом ее произведении. В них мы одновременно видим и наш бесконечный мир».
Источник: Salon.ru