Арт-бросок Никиты Вайлупова

Арт-бросок Никиты Вайлупова

Artnews

21 сентября 2021 г.

В точке пересечения двух крупных спонсорских проектов Белгазпромбанка – спортивного и культурологического,– внезапно оказался 26-летний Никита Вайлупов: профессиональный спортсмен, мастер спорта международного класса, игрок гандбольного клуба «Мешков Брест» и национальной сборной Беларуси. В свободное время он занимается живописью в стиле абстракционизм, создает работы интуитивным, спонтанным методом. А в этом году работы Н. Вайлупова по результатам голосования национального отборочного жюри включены в экспозицию выставок «Арт-Минск» и «Осенний салон с Белгазпромбанком». Как именно профессиональный спорт сочетается с искусством, решили узнать у самого Никиты.

– Ты профессиональный спортсмен, родился в Витебске, играешь за Национальную сборную по гандболу, представляешь Беларусь на чемпионатах Европы и мира. В какой период жизни ты начал заниматься искусством?

– Я рисую последние 2,5-3 года. У меня был отпуск, мой ноутбук сгорел, так как я много играл в виртуальные игры, и мама предложила мне заняться рисованием. Мы пошли в магазин художественных товаров, и с этого момента все и началось. Потом я увлекся различными живописными эффектами и материалами. У меня была возможность экспериментировать: я покупал акрил, строительные материалы, лаки различной текстуры, кисти.

– Но ты же из Витебска – это уникальный город, в котором была создана первая школа рисования и живописи Ю. Пэна, начал свой творческий путь М. Шагал, создал Витебское народное художественное училище К. Малевич, в котором зарождались идеи супрематизма. Именно в этом городе в 1920-е годы развивался площадной театр и целая группа художников, работы которых сегодня собирают коллекционеры всего мира. Повлияло ли это пространство на тебя в плане художественного формирования?

– Мне кажется, что нет. Я знал, что эти художники достаточно известны, и был период, когда я даже прочитал книгу о супрематизме К. Малевича. При этом у меня всегда было много интересов – от электронной музыки до макрофотографии, но по итогу я выбрал все же живопись.

– Как ты осваивал технику живописи? Считаешь ли ты художественное образование необходимым?

– Я работаю с акрилом, так как он более долговечен и прост в использовании. Но я не считаю себя художником, поэтому для меня в этой сфере образование не важно. Чем больше я буду в этом разбираться, тем больше я потеряю свою индивидуальность. Значительную часть времени я все же уделяю подготовке и восстановлению в спорте. Какие-то вещи о композиции и цвете я узнаю от других художников, например, у Сергея Гриневича.

– Ко многим работам у тебя есть описания реальных ситуаций, которые тебя вдохновили. Например, ты выплеснул свои эмоции на холст в день игры гандбольной Лиги чемпионов: «Мешков Брест» против команды звезд французского «Пари Сен-Жермен». В результате вы выиграли. Для тебя искусство носит отчасти терапевтический характер?

– Да, помогает успокоиться. В гандболе команда «Пари Сен-Жермен» – это команда мечты, там было много моих кумиров, за карьерой которых я давно следил. Мне сложно сказать, как повлияло именно искусство на игру, но хуже точно не сделало (смеется). Искусство для меня – это ассоциации, именно поэтому я сопровождаю свои работы интересными историями.

– В некоторых работах ты соединяешь абстрактную композицию и элементы стрит-арт культуры. Это происходит интуитивно или ты намеренно объединяешь различные стили?

– У меня нет эскизов, я не делаю никаких заготовок. Скорее наблюдаю за окружающим миром и транслирую его через свои работы.

– У тебя есть несколько экспрессивных портретов, и это изображения вымышленных людей и богов. Как формируются эти образы?

– Мои портреты непропорциональны, с большими выразительными глазами. И даже в портрете для меня в первую очередь важно цветовое сочетание. Это образы скорее рождаются спонтанно.

– Назови трех современных художников, которых ты считаешь важными для тебя.

– В первую очередь, это Покрас Лампас, так как у него совсем другое видение, и он смог включить шрифт в различные направления искусства: виртуальное пространство, одежда, граффити. Он вдохновляет многих людей. Затем Каллен Шауб, потому что свое сумасшествие он реализует в экспрессии красок и очень необычной абстракции. И Сергей Гриневич, он первый, кто помог мне разобраться в моем искусстве, посоветовал отказаться от многообразия цвета, выстраивать более сдержанную колористическую гамму, создавать выразительные акценты.

– У тебя есть идея создать линию одежды с авторскими принтами. Для кого эта коллекция? В каком формате ты видишь ее реализацию в реальной жизни?

– Я недавно осознал такую проблему, что в нашем пространстве нет мужской одежды, которая позволит вычеркнуть себя из границ нормальности. Не хватает индивидуального подхода, где помимо качества кроя, хорошей ткани был бы размещен рисунок, который выделяет тебя. Я бы хотел создать небольшие коллекции, которые бы постоянно обновлялись.

– Спасибо тебе большое за беседу. Я надеюсь, что все твои и спортивные и творческие планы будут реализованы в будущем.


Автор текста: Екатерина Янковская

Источник: banknote.by