Больше, чем муза

Больше, чем муза

Artnews

6 января 2023 г.

Если вам знакомо имя Кики де Монпарнас, то, вероятно, из-за знаменитой фотографии Ман Рэя 1924 года «Виолон д'Энгрес». Шедевр сюрреалистов изображает обнаженную спину де Монпарнас в темной комнате с фигурными эфами скрипки, остроумно сравнивая изгибы женской спины со струнным инструментом.

В мае прошлого года репродукция этого изображения стала самой дорогой фотографией, когда-либо проданной на аукционе, принесшей 12,4 миллиона долларов аукциону Christie's в Нью-Йорке.

Модель для множества крупных художников, включая Александра Колдера , Фрэнсиса Пикабиа и Хаима Сутина, и это лишь некоторые из них. Де Монпарнас была музой и возлюбленной Ман Рэя в течение восьми лет, с 1921 по 1929 год.

Утверждается, что она во многом была центром парижского авангарда, подчеркивая ее достижения как актрисы, звезды кабаре, мемуаристки и самостоятельной художницы.

Автор новой биографии Марк Брауд «Кики Ман Рэй: Искусство, любовь и соперничество в 1920-х годах, Париж» глубоко погружается в жизнь этой почти забытой фигуры, от ее бедного и незаконнорожденного происхождения до ее буквального коронования как королевы Монпарнаса — процветающего квартала художников Парижа, и от активной ночной жизни — до ее преждевременной смерти в возрасте всего 51 года от наркомании и алкоголизма.

В книге также показаны ее бурные отношения с Ман Рэем. Эти двое были окружены толпой ныне известных имен — таких людей, как Амедео Модильяни, Марсель Дюшан, Джеймс Джойс, Пабло Пикассо, Гертруда Стайн, Коко Шанель и Пегги Гуггенхайм.

Кики де Монпарнас впервые переехала в Париж в 12 лет. Когда ей было 16, она начала позировать художникам после того, как потеряла работу в пекарне. Чтобы заработать деньги, она начала позировать обнаженной скульптору, который был постоянным посетителем магазина.

После того, как первоначальный дискомфорт прошел, де Монпарнас нашла работу интересной и легкой, но, когда ее мать узнала об этом, она разбила студию и пригрозила, что вызовет полицию.

В своих мемуарах де Монпарнас говорит, что ее мать называла ее «несчастной шлюхой» и отрекалась от нее, необратимо направив юную девушку на путь в мире искусства.

В 1918 году де Монпарнас, только что переболевшая испанским гриппом, влюбилась в польского художника Мориса Менджицкого. Он сделал свою первую картину с ней в 1919 году и дал ей ласкательное имя Кики, под которым она прославилась. Менджицкий и де Монпарнас прожили вместе три или четыре года, и есть шесть сохранившихся картин, изображающих ее, а также один рисунок. 

Де Монпарнас выступала в качестве помощника Ман Рэя, управляя его расписанием и помогая с переводами, когда его знания французского не удавались, - и все это при ведении домашнего хозяйства.

«Кики делала покупки, готовила и обслуживала», — написал Брауде.

В своих мемуарах де Монпарнас писала, что в детстве пела в барах. Но она была частью артистической сцены Парижа в течение нескольких лет, будучи взрослой, прежде чем она начала петь в тусовке популярных артистов «Жокей» в 1924 году. Вскоре она стала знаменитой певицей и местной знаменитостью.

Де Монпарнас начала заниматься искусством в раннем возрасте, быстро рисуя портреты завсегдатаев бара и продавая их, чтобы свести концы с концами в подростковом возрасте. Когда она стала старше, ее работы привлекли внимание дилера Анри-Пьера Роше, который в итоге купил 10 ее картин.

В 1927 г. она провела свою первую персональную выставку в Au Sacre du Printemps в Париже, где были проданы все 27 экспонатов, и вдобавок она получила хорошие отзывы.

Первое выступление де Монпарнас в кино состоялось в Le Retour à la raison, наспех склеенном трехминутном фильме, снятом Ман Рэем за два дня до начала художественной выставки Дада в 1923 году. Мероприятие было омрачено насилием, полиция прибыла после того, как Андре Бретон сломал руку поэту Пьеру де Массо, и ночь превратилась в пьяные кулачные бои на улицах.

Позже в том же году де Монпарнас поехала в Нью-Йорк, где попробовала заняться кинобизнесом, но по той или иной причине она вернулась в Париж, ничего не сняв в США.

Там она быстро сыграла небольшие роли в четырех картинах, в том числе в художественном фильме Жака Катлена «Галерея монстров» под именем Кики Рэй. Ее самая заметная роль досталась в фильме Фернана Леже «Механический балет», в котором лицо де Монпарнас сопоставляется с крупным планом различных объектов и машин.

После расставания с Ман Рэем де Монпарнас начала встречаться с карикатуристом Анри Броком и платить за издание своего нового журнала Paris-Montparnasse. Это, в свою очередь, привело к выпуску мемуаров де Монпарнас, в которых ее сочинения, рассказывающие о ее жизни, были объединены с различными произведениями искусства, на которых она изображалась на протяжении многих лет.

Ей было всего 28 лет и уже была бесспорно знаменита.

Имя Кики де Монпарнас неразрывно связывало ее со знаменитым районом Парижа, в котором родилось такое вдохновляющее и новаторское искусство. Это признавало ее передовое положение среди художников Монпарнаса не только как музы и модели, но и как равноправного участника творческого процесса.

Источник: news.artnet.com