Новый документальный фильм исследует этику многомиллионной империи комиксов Роя Лихтенштейна.
В 1960-х годах, когда Рой Лихтенштейн начал использовать комиксы в своих картинах, он представил этот жест как форму иронического присвоения. Его использование карикатур и комиксов было предназначено для того, чтобы реконтекстуализировать форму средств массовой информации и исследовать границы высокой и низкой эстетики. «Чем ближе моя работа к оригиналу, — объяснял он в 1972 году, — тем опаснее и критичнее ее содержание».

Однако художники комиксов и иллюстраторы, чьи работы послужили источником для полотен Лихтенштейна, называют все это другим словом: плагиат.
Начиная с 2000-х гг. в сообществе художников комиксов раздается целый хор голосов, порицающих использование Лихтенштейном искусства комиксов. Дэвид Барсалу, чей многолетний исследовательский проект «Деконструкция Роя Лихтенштейна» показал, что картины поп-художника почти идентичны его источникам.
«Многие вещи Лихтенштейна настолько близки к оригиналу, что на самом деле многим обязаны работе оригинального художника», — сказал в 2013 году Дэйв Гиббонс, нарисовавший «Хранителей» 1987 года. Арт Шпигельман, создатель Maus, был гораздо резче, сказав Publishers Weekly в 2007 году: «Лихтенштейн сделал для комиксов не больше и не меньше, чем Энди Уорхол для супа».
Новый документальный фильм БАХ! БАМ! «Рой Лихтенштейн и искусство присвоения» создан режиссером-новичком Джеймсом Хасси, фильм углубляется в полемику через интервью с экспертами Лихтенштейна, директорами музеев и художниками комиксов и дополнен визуальным сравнениям работ Лихтенштейна. Фильм не предназначен для разоблачения с целью «отменить» Лихтенштейна, а скорее для «стимулирования дебатов», поскольку он затрагивает этические, юридические и очень человеческие последствия художественного присвоения. В фильме плагиат признается важным жестом в искусстве, отдавая должное концептуальному замыслу Лихтенштейна и его поп-наследию.
В фильме рассказывается о двух ныне живущих художниках комиксов, Рассе Хите и Хай Эйсмане, которые размышляют о последствиях «кражи» Лихтенштейна с некоторым понятным негодованием. Хит создавал детализированные и динамичные сцены для военных сериалов DC 1960-х годов, используя реквизит и живые модели. Для него это никогда не было «просто комиксами», как он сказал в интервью Comics Journal в 2018 году: - «Я всегда пытался улучшить свою технику. Это стоило мне больших денег, потому что такое отношение замедляло меня, но таков мой темперамент».
Но работа Рассе Хита, хотя и отмечена в кругах комиксов, осталась непризнанной миром изобразительного искусства. В то время как работа Р. Лихтенштейна «Блам » (1962), в которой использовались комиксы Хита, была продана на аукционе за миллионы. Хит, как показано в документальном фильме, провел свои последние дни в грязной квартире с одной спальней, полагаясь на благотворительность для операции на колене и покупки продуктов.
Все это вызывает вопрос: почему никто не предъявляет иск? Как показывает фильм, если и будут поданы какие-либо иски, то они должны исходить от издателей комиксов, а не от самих художников.
«Я надеюсь, что эти художники получат должное признание галерей, выставляющих работы Лихтенштейна, и исследователей, которые пишут об этом известном поп-арт художнике. Их вклад — неотъемлемая часть истории Лихтенштейна», — сказал Хасси. «Расс Хит, Хай Эйсман и многие другие художники комиксов, чьи работы были присвоены Лихтенштейном, также заслуживают внимания и оценки профессионалов».
Источник: news.artnet.com