Определившись несколько лет назад, что его профилем будет не археология, а все-таки современное искусство, подземный музей парка «Зарядье» успел сделать ряд интересных выставок и показать номинантов трех Московских Арт Премий. Однако очередная выставка, хоть и связана с искусством наших дней, имеет и некий археологический привкус: она посвящена комиксу — жанру, который записывать в contemporary art не принято. Впрочем, на нашу повседневную жизнь (особенно тех, у кого есть дети) он влияет так, что только держись. Герои вселенных Marvel и DC, Астерикс и муми-тролли — все они составляют один из столпов поп-культуры, впрочем поп-культуры западной…
У нас же комикс остается отраслью весьма маргинальной, несмотря на успех отдельных проектов типа «Майора Грома» издательства Bubble и его экранизации. В 2002 году небольшая тусовка художников основала Московский международный фестиваль комиксов «КомМиссия». Без перерыва этот конкурсный фестиваль проводится уже более 20 лет.
Долгие годы этот конкурс оставался своего рода отраслевой выставкой художников и сценаристов, предназначенной для общения и обмена опытом среди профессионалов. Бывало весело. Например, в 2004 году на третьем фестивале, проходившем в стенах галереи «М’АРС», в одном из углов скромно притулился хентай. Провисел он недолго: кто-то из зрителей позвонил куда нужно, и прибывший наряд милиции, пугая надушенных французов — приезжих гостей фестиваля, сорвал похабщину со стены.
В итоге «КомМиссию» взяли под крыло солидные госорганизации — Российская государственная библиотека молодежи и Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). В результате выставочная программа фестиваля переосмыслена так, чтобы быть интересной максимально широкой публике, а не только фанам, поименно помнящим всех художников объединения «Люди мертвой рыбы».
Вместо того чтобы делать конкурсную выставку как обычно — показать всех номинантов на премию этого года, в «Зарядье» подошли к показу комикса археологически, начиная с Древней Руси и Российской империи. Ведь предок комикса — житийная икона с подробными клеймами, рассказывающими историю святого. Особенно когда эта икона — не темпера на доске, а тиражный листок бумаги. Тут же припомнили лицевые летописные своды… Среди подлинных экспонатов сначала идет древность: листы Библии Василия Кореня 1690-х годов со сценами Апокалипсиса, лубочные картинки, антинаполеоновские карикатуры, билибинские книжки, рисунки Маяковского для «Окон сатиры РОСТА». А затем — остальной ХХ век: диафильмы, журналы «Мурзилка», «Веселые картинки» и прочее от классиков советской иллюстрации.
Источник: theartnewspaper.ru