С 2018 года Кэтрин Тафт работала над выставкой экофеминизма для LAXART, где она была куратором с 2015 года. Эта выставка под названием «Жизнь на Земле: искусство и экофеминизм» открылась в сентябре в рамках выставочной инициативы Фонда Гетти и ознаменовала переезд LAXART в новое здание. Сопроводительный каталог выставки, отредактированный К. Тафт и историком искусства Джейн Макфадден и опубликованный в конце 2025 года, станет первой всеобъемлющей научной публикацией по экофеминизму, в которой будет рассмотрен экологический активизм и художественные произведения.
Выставка «Жизнь на Земле», в которой представлены работы 16 художников, созданные в период с 1970-х годов по настоящее время, включая новые заказы, рассматривает, как интерсекциональная группа художников со всего мира использует различные дисциплины для изучения экофеминистских методологий.
«Экофеминизм — это инструмент, который может использовать каждый», — говорит К. Тафт. «Я смотрю на него как на инструмент для размышлений, как на способ комментировать и критиковать силы, которые разрушают нашу окружающую среду, а также патриархальные и капиталистические системы, которые поддерживают это разрушение».
Термин экофеминизм впервые появился в эссе французской писательницы и активистки Франсуазы д'Обонн в ее книге 1974 года «Феминизм или смерть: как женское движение может спасти планету». Д'Обонн утверждает, что патриархат не только подчиняет себе женские тела, но и стимулирует эксплуатацию природы. Примерно в то же время художницы-феминистки второй волны в Соединенных Штатах использовали свои практики, чтобы установить схожие связи между насилием в отношении женщин и насилием в отношении природы, особенно в антиядерных и экологических протестах 70-х и 80-х годов.
Совсем недавно, в своей знаковой книге 2014 года «Экофеминизм» Вандана Шива и Мария Мис, среди прочего, выступают за возвращение к традиционным знаниям коренных народов, которые избегают моносельского хозяйства и генетически модифицированных продуктов, признавая при этом, что больше всего от изменения климата страдают маргинализированные цветные сообщества и женщины. Как написала австралийский социолог и активист Ариэль Саллех в предисловии к книге, «Экологические феминистки — это и уличные бойцы, и философы».
Текущая выставка в The Brick включает в себя пионеров экофеминистского движения, таких как Лесли Лейбовиц Старус и Авива Рахмани, чьи ранние перформансы были сосредоточены на насилии в отношении женщин, а позже переросли в экологические проблемы. Для Лейбовиц Старус это означало городское фермерство и художественную практику наряду с бизнесом по производству суперпродуктов под названием Sproutime. Ее инсталляция SPROUTIME IS NOW! (2024) включает в себя протестный плакат, впервые созданный в 1979 году, на котором просто написано «Женщины возвращают себе Землю», а также ведра с семенами и подносы с живыми ростками.
Слайд-документация Авивы Рахмани перформанса 1972 года «Физическое воспитание» напоминает о циклах жизни и обращении с водой как с драгоценным ресурсом. Факсимиле из дневников Рахмани «Ghost Net» (1991–2000)документируют восстановление свалки у побережья Мэна в водно-болотное угодье, которое также является ее домом.
Как и Рахмани, колумбийская художница из Лос-Анджелеса Каролина Кайседо интересуется защитой биоразнообразия и регенеративным земледелием. Ее заказная работа Ñañay Kculli ~ S'oam Bawi Wenag ~ Kiik K'úum (2024) чтит аборигенную практику посадки кукурузы, тыквы и бобов вместе как биоразнообразного триумвирата, который помогает поддерживать здоровье почвы, а также служит основными продуктами питания. Ее семена, сделанные из дерева, размером больше натуральной величины, подчеркивают универсальный мотив семян. Она кладет их в джутовые гамаки, и они свисают с потолка, окружая зрителя, как стражи, которые могут указать нам путь вперед.
«Семена — это маленькие вещи, которые становятся невероятно мощными источниками энергии, если вы заботитесь о них», — сказал Кайседо. «Они растут, они поддерживают и чтят женщин, которые хранят эти знания, связывая их с феминистскими генеалогиями женщин, которые ведут борьбу за экологическую справедливость по всему континенту».
Знания поколений также играют роль в работах южнокорейской художницы Ё-Э Рё, посвященных культуре хэнё, женщин-ныряльщиц на острове Чеджудо, которые занимаются фридайвингом, собирая моллюсков для своего пропитания. Рё создала симфонию женского дыхания из ныряльщиц в возрасте от 10 до 80 лет. Это поэтическое напоминание об универсальной силе жизни и о том, как дыхание поддерживает нас в симбиозе с океанами.
Источник: artnews.com