Эстетика японизма, покорившая Запад

Эстетика японизма, покорившая Запад

Artnews

11 января 2023 г.

В 1870-х годах Япония и ее традиционная культура только что открыли свои порты для остального мира. Неистово любопытные и заинтригованные западные художники были глубоко очарованы этим стилем искусства, столь отличным от их собственного.

Открытие совершенно новой эстетики.

В 1868 году Япония открылась миру после того, как Соединенные Штаты принудили ее к этому. До этого момента Япония держала свои границы закрытыми в рамках изоляционистской политики на протяжении более двух столетий. Эта изоляция позволила японцам поддерживать и сохранять свою традиционную культуру.

Когда французские художники впервые увидели эту экзотическую страну, они сразу же были очарованы разнообразием искусства и культуры, которые так сильно отличались от их собственного. Япония заключила договор о свободной торговле. Это позволило продавать японское искусство и артефакты во Франции, в основном, в Париже.

Таким образом, арт-дилеры должны были помогать и участвовать в этих культурных обменах. И эстеты, и художники собрали настоящие коллекции этих новых произведений искусства, которые в то время были действительно весьма захватывающими.

В этот период многие художники хотели освободиться от академических художественных условностей, которые им так долго навязывались. Таким образом, некоторые художники увидели в японском искусстве новый источник вдохновения. Они также увидели в этом прекрасную возможность полностью освободиться от европейских художественных течений, в плену которых они оказались.

В своих работах эти художники ссылаются на эту удивительную страну. Они также были вдохновлены традиционными художественными приемами Японии, ее подходом к духовности и идеалам, которые связывают ее богатое культурное наследие. 

В 1872 году Филипп Бурти, французский художественный критик и великий коллекционер, впервые использовал термин «японизм» для обозначения японского влияния на западное искусство.

Без японизма нет импрессионизма.

Японское влияние на западное искусство существенно повлияло на многих европейских художников, но особенно на импрессионистов. В то время импрессионисты разделяли желание освободиться от институционального искусства и хотели создать совершенно новую эстетику.

Когда они впервые открыли для себя японское искусство, художники были глубоко очарованы гравюрами Хокусая и Хиросигэ. Они были очарованы композицией и цветами гравюр, вертикальными узорами, а также изображением отдельных предметов.

Как и японские художники, импрессионисты равивали пейзажное искусство, портрет и жанровую живопись.

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, американский художник, живущий во Франции, был одним из первых, кто увлекся этой новой и экзотической формой искусства. Он быстро собрал значительную коллекцию японских предметов, которые использовал в качестве декоративных аксессуаров для своих картин.

В своих двух работах Уистлер встраивает в каждое полотно несколько японских аксессуаров. Мы можем увидеть японские веера и вазы, а также типичные для Японии цветы вишни. В его работе «Каприз в лиловом и золотом» молодая женщина в кимоно смотрит на гравюры Хиросигэ.

По мнению некоторых критиков, импрессионизм родился из этого увлечения японским искусством, если бы не эта одержимость  импрессионизма могло и не быть вовсе. 

Клод Моне, также ведущий представитель импрессионизма, был очарован японскими работами, который выразил свою любовь и страсть к японскому искусству в своем саду в Живерни.

Художники-постимпрессионисты очарованы Японией.

После потери интереса к японскому искусству французские художники снова заинтересовались им в 1890 году.

Этот интерес возродился во время выставки, организованной коллекционером, критиком и арт-дилером Зигфридом Бингом. В 1890 году этот японский энтузиаст искусства организовал выставку, посвященную японской гравюре, в Школе изящных искусств в Париже.

Эта выставка оказала значительное влияние на мир западного искусства. Но прежде всего эта выставка позволила этим работам дойти до целого поколения художников: постимпрессионистов. Они собирали дешевые картины из магазинов и витрин, которые воспроизводили оригинальные японские гравюры. 

Одним из художников-постимпрессионистов, наиболее затронутых движением японизма, был, несомненно, Винсент Ван Гог. В 1886 году, когда он прибыл в Париж, Винсент впервые столкнулся с художественным авангардом, когда французская столица оказалась залитой японским искусством. 

Ван Гог решил купить много гравюр и гофрированной бумаги. К концу жизни у него была коллекция из более чем 400 гравюр. Больше всего его вдохновляли в основном работы японского художника Хиросигэ, которые он затем копировал в своих живописных работах. 

В своей работе «Мост под дождем», вдохновленной Хиросигэ, Ван Гог добавил рамку, которую он покрыл иероглифами, идеограммами, которые японцы позаимствовали у своих китайских соседей. Как вы, наверное, можете себе представить, он не понимал ни слова. Здесь эти буквы кандзи предназначены только для декоративных целей, которые усиливают экзотическую сторону его работы. 

В письме своему брату Ван Гог однажды написал… 

«Если изучать японское искусство, то видишь человека, несомненно, мудрого, философского и интеллигентного, который, знаешь, на что тратит свое время? Изучает расстояние от Земли до Луны? Нет. Изучает политические взгляды Бисмарка? Нет. Он изучает одну травинку. Разве это не своего рода религия? Эти японские художники учат нас тому, что жить рядом с природой, быть ее частью, восхищаться ее красотой — это абсолютно первостепенно».

Источник: www.kazoart.com/fr/