Ваби-саби – классический и хорошо известный стиль японского мастерства, восходящий к XIV веку. К сожалению, его определение стало клише в мире искусства, и его более глубокие философские измерения часто упускаются из виду или недооцениваются. Стандартное объяснение в лучшем случае поверхностно: “Красота вещей несовершенна, непостоянна и неполна”. Хотя, конечно, в этих утверждениях есть некоторая точность, они не охватывают наиболее глубоких аспектов мировоззрения, лежащего в основе ваби-саби.
Философия, о которой идет речь, – это дзен-буддизм. Точной исторической связью между дзэн-буддизмом и ваби-саби является классическая японская чайная церемония. Чайная комната, или “мир Будды”, в чистом виде всегда была очень ограниченным пространством с низкими потолками и небольшой входной зоной. Строительные материалы и посуда были простые, и все аспекты церемонии проводились в спокойной, медитативной манере, которая с течением веков стала последовательно точной. Цель чайной церемонии состояла в том, чтобы участникам было предложено сделать шаг назад от их повседневной рутины в тишину созерцательного сознания, способного интуитивно постичь красоту и взаимосвязь всех вещей и существ. Естественно, чайные мастера не верили, что такое сознание может быть достигнуто быстро.
В основе ваби-саби лежат три другие важные дзэнские верования: шуньята, татхата и анича. Шуньята – это учение о том, что в мире нет твердых субстанций; все вещи и существа – это процессы, возникающие из небытия или возвращающиеся в небытие, которое понимается не как абсолютная пустота, а как динамическая пустота, полная потенциальных возможностей. Татхата – это учение о том, что первичная взаимосвязанность космоса обнаруживает уникальное в каждом моменте и в каждом существе. И аникка – это учение о постоянном потоке и постоянном изменении и развитии собственного "я". Ничто не стоит и не длится вечно. Эти идеи обычно воплощаются в событиях или произведениях искусства.
Рождение и смерть, строительство и распад, использование сырых природных материалов, включение дефектов, простота и работа с угловатостями и особенностями различных сред применимы к пониманию ваби-саби.
Образы ваби-саби заставляют нас размышлять о нашей собственной смертности, и они вызывают экзистенциальное одиночество и нежную печаль. Они также вызывают смешанное горько-сладкое утешение, поскольку мы знаем, что все существование разделяет одну и ту же участь.
Материалы, из которых сделаны вещи ваби-саби, порождают трансцендентные чувства. Как рисовая бумага пропускает свет в рассеянном свечении. То, как трескается глина при высыхании. Цвет и текстурная метаморфоза металла, когда он тускнеет и ржавеет. Все они представляют собой физические силы и глубинные структуры, лежащие в основе нашего повседневного мира.
Наконец, ваби-саби следует дзэнскому предложению избавиться от всего ненужного и сосредоточиться на созерцательном постижении явлений, которые не могут быть превращены в товар, потому что они ценны сами по себе. Именно поэтому эстетика ваби-саби лежит в основе нашей очень хрупкой и несовершенной смертности.
Источник: artpulsemagazine.com