Инвестиции в искусство: как создать первую коллекцию

Инвестиции в искусство: как создать первую коллекцию

Artnews

13 марта 2023 г.

Ориентировочный оборот мирового рынка искусства ежегодно достигает $65–70 млрд. По сравнению с другими инвестинструментами это, конечно, немного. Ценных бумаг за тот же период продается на триллионы долларов. Однако и игроков в арт-сфере гораздо меньше.

95% продаж через аукционные дома (Sotheby's, Christie’s, Phillips, Bonhams и так далее) приходится на не очень капиталоемкие работы стоимостью до $50 тыс. и только 5% — на выдающиеся предметы искусства сверхвысокой цены.

А если через фонды?

Покупка и продажа предметов искусства первой величины напрямую обычно требует больших первоначальных вложений. Это ограничение снимается, если заходить на рынок через фонды. В данном случае человек приобретает не картину или скульптуру, а паи, и уже управляющая компания инвестирует средства пайщиков. Грубо говоря, это коллективное владение арт-предметами.

Такими фондами управляет профессиональная команда, которая определяет стратегию вложения средств пайщиков, подбирает предметы искусства, оценивает их инвестиционную привлекательность, несет затраты на хранение, экспонирование и прочее.

Примеры таких фондов, которые направляли средства в арт-объекты и были успешны, в мировой практике есть, но их немного. Так, Железнодорожный пенсионный фонд Великобритании (British Rail Pension Fund) в 1974 году решил инвестировать в искусство. Это была первая попытка рассматривать живопись как инвестиционный инструмент. На момент формирования фонда доля предметов искусства была менее 3% от объема фонда. Интересно, что всего было куплено около 500 картин, но лишь 25 принесли сверхприбыль и обеспечили общую доходность в 11–12% годовых.

Почему инвесторы выбирают искусство: три причины

Инвестиции в искусство сложно оценивать исключительно по финансовым метрикам. Это приносит эстетическое удовольствие, а человек, который системно вкладывает денежные средства в арт-работы, со временем получает статус коллекционера.

По сути, инвестиции в искусство — это альтернативные вложения, они помогают диверсифицировать портфель. Причем разнообразие важно не только в ценных бумагах. Так, серьезные работы авторов первой величины условно можно сравнить с облигациями, которые постепенно растут в цене. Выбор в пользу современного искусства более венчурный подход и зависит от многих факторов: какой опыт у инвестора, какая насмотренность, как он выстраивает стратегию и отношения с галереями.

Помимо диверсификации, на длинном горизонте предметы искусства могут давать доходность выше инфляции. Грамотное выстраивание коллекции в части современного искусства может дать прирост капитала выше доходности по агрессивным вложениям (к примеру, акций). С учетом горизонта инвестирования данные вложения вполне могут быть частью портфеля на пенсии. Кроме того, коллекция может быть передана по наследству. При этом важно уделять внимание просвещению наследников в части коллекции. Это позволит им понимать ценность данных работ и всего собрания как с целью продажи, так и возможности усилить ее за счет ротации работ внутри коллекции.

Главная причина, по которой предметы искусства не всегда могут успешно соперничать с другими финансовыми активами, кроется в том, что арт-рынок более узкий и не такой ликвидный. Чаще всего картины и украшения — это последнее, с чем люди расстаются, распродавая в первую очередь другие активы, которые легче быстро превратить в деньги.

Лучшие коллекции попадают на аукцион обычно из-за трех D: divorce (развод), debts (долги) или death (смерть). Но чаще всего даже до торгов они не доходят — сделка совершается в небольшом кругу или в рамках предпродажи.

Само владение предметами искусства может быть весьма затратным из-за необходимости страховки, регулярной оценки и особенностей хранения. Например, хорошая графика не хранится на свету дольше трех-четырех месяцев. Условия хранения важны и для традиционной живописи. Вспомним, например, работу «Лунная ночь на Днепре» Куинджи. Говорят, что владевший полотном великий князь Константин Романов увез картину в морское путешествие, и та настолько испортилась под воздействием соленого воздуха, что восстановить цвета потом так и не удалось.

Настоящие коллекционеры активно изучают и сами работы, и художников, которыми интересуются, и контекст картин. Часто именно этот подход позволяет окупить вложения в несколько раз.

Например, советский коллекционер Георгий Костаки был активно вовлечен в круг современных ему художников, так называемых шестидесятников. Будучи далеко не миллионером, Костаки систематически покупал работы, которые и на тот момент были не всегда дешевы: за Краснопевцева, Вейсберга, Зверева просили по 400–500, а иногда и по 1000 советских рублей. Известно, что в какой-то момент коллекционеру приходилось закладывать шубу жены, чтобы приобрести очередное полотно. Отметим, что в определенный момент влияние Костаки на художественный мир стало весьма существенным, многие из начинающих на тот момент художников хотели попасть в его коллекцию. Как сказали бы сегодня, Костаки стал серьезным инфлюенсером в мире неформального советского искусства. С инвестиционной точки зрения стоимость многих работ из данной коллекции выросла в 1000 раз: полотна устанавливали рекорды на аукционах нонконформистского советского искусства в 2000-х годах.

С чего начать коллекцию

На самом деле, очень многие коллекционеры за 30 лет собирают серьезную коллекцию. Это не всегда требует больших вложений. Важна эмоциональная вовлеченность. Если вам хочется делать это систематически, можно начинать и с недорогих работ признанных авторов. Например, с той же графики или акварельных рисунков, которые стоят существенно дешевле, нежели масляная живопись.

Как же выбрать художников, работы которых через 25–40 лет будут стоить в десятки или даже сотни раз дороже? Можно обратиться за советом к арт-кураторам или арт-дилерам. Первые менее ангажированы.

Когда инвестор начинает собирать коллекцию, ему стоит покупать меньше, но качественнее. Главное, чтобы предметы были объединены какой-то общей идеей, в противном случае это будет разрозненным собирательством за большие деньги. И еще один нюанс. Не стоит продавать полотно уже через год — в таком случае есть риск совсем не получить прибыли.

Есть разные стратегии, как заниматься развитием своей коллекции. Повысить стоимость картины могут включение ее в каталоги и регулярное активное экспонирование. Последнее в основном подвигает в цене работы авторов, которые еще развиваются.

Источник: rbc.ru