Каким будет идеальный музей будущего

Каким будет идеальный музей будущего

Artnews

18 октября 2021 г.

Мы становимся свидетелями появления новых общественно-культурных пространств, которые выполняют разные функции: образовательные, развлекательные, социальные, экономические. Современные музеи уже не выглядят как «храмы наук» XIX века, уверена культуролог и музеолог Ксения Сурикова. Она исследует феномен музея сквозь призму архитектуры и предлагает рассмотреть его трансформации в обществе. 

Исчезновение музея. Что дальше?

На изменение структуры пространственного, архитектурного тела музея влияют и изменения, которые претерпели и далее все сильнее будут претерпевать города. Изменения эти связаны и с огромной скоростью роста городов, требующего развития и трансформации инфраструктуры, и с внедрением автоматизации, влекущей за собой сокращение рабочих мест и, следовательно, изменение структуры не только занятости, но и досуга, важным участником которого музей является последние сто лет. Стареющее население также будет определять жизнь в городах и потребует реформирования не только системы здравоохранения, но и элементов, определяющих образование и культуру, поскольку можно предположить, что демографический состав потребителей их услуг значительно изменится.

При этом вероятность того, что все население планеты рано или поздно будет жить в городах, эксперты оценивают, как невысокую. Тенденции к глобализации и регионализации будут существовать одновременно, а значит — практика открытий представительств музеев вдали от метрополий, очевидно, сохранится. 

Глобальная экономика предполагает все большее упрощение миграционных процессов, и вопрос о том, как удержать талантливых и одаренных людей в городе или привлечь новых, все острее будет вставать перед правительственными органами. Уже сейчас музеи строятся для привлечения туристов в регионы, через пять лет музеи будут строиться для удержания и привлечения синих и белых воротничков. Отвечать на эти вызовы предстоит всем, музеи делают это уже сегодня.

Будущее. Музей-хаб

Постепенно процессы универсализации и размывания исключительно музейных функций превращают музей из универсального городского пространства в хаб (аналог транспортного узла, объединяющего несколько разнофункциональных объектов, задачей которого является выстраивание взаимосвязей). Теперь строятся и проектируются музейно-театральные, музейно-образовательные, музейно-туристические комплексы и кластеры, музеи и другие значимые городские объекты строятся в непосредственной близости друг от друга, образуя целые скопления, агломерации.

Музей-хаб необязательно должен быть масштабным или чрезвычайно разветвленным. Важно, чтобы он предоставлял возможность взаимодействия различных систем друг с другом. 

В основе проекта лежат две основные концепции: во-первых, создать пространство, в котором посетители смогут перемещаться, руководствуясь собственной интуицией. Им будет достаточно оглянуться, чтобы понять, что внутри, куда идти и как двигаться. В идеале им не нужен будет план для посещения всего центра. Вторая концепция относится к стратегии взаимодействия: архитекторы стремились создать плавную и видимую паутину, единое целое, задуманное как своего рода пространственная скульптура, которая состоит из лестниц, лифтов, коридоров, навесов и платформ, соединяющих друг с другом все пространства и действия.

Идеальный музей

Будущее музейной архитектуры, как и архитектуры общественных зданий в целом, учитывая все экономические и культурные процессы, предсказать сложно. Сегодня повсеместно наблюдается исчезновение специализированных типов общественных зданий и появление «синтетических», характерное для предыдущих периодов разграничение форм и функций стирается. Происходит и радикальная смена назначения уже имеющихся сооружений. Морской таможенный терминал может стать концертным залом, тюрьма или баня — пространством современного искусства или отелем.

Таким образом формируются «третьи места» (термин предложен Рэем Ольденбургом), промежуточные зоны между приватным пространством жилья и миром офисов и предприятий. Эти новые общественные места должны быть нейтральными, открытыми, где люди могли бы собраться, что-либо обсудить, взаимодействовать. Они определяют атмосферу города, являются сердцем жизни сообщества, школой демократии, выполняют социально-терапевтическую функцию.

В режиме объединения ряда функций существуют библиотеки, музеи, концертные залы, магазины, предприятия общественного питания. Все это говорит о том, что идея автономности ключевых функций городской жизни исчерпала себя. Должно произойти формирование полифункционального пространства вокруг одного, самого гибкого типа общественного здания. На современном этапе развития культуры таким типом может быть только торговый центр. 

На современном этапе развития общественных институтов уже бессмысленно говорить о том, что музеи и библиотеки своей архитектурой напоминают торговые центры. Это естественное следствие борьбы за посетителя, за каждый лишний час, проведенный им в стенах того или иного общественного здания.

Источник: theoryandpractice.ru