Кирилл Хлопов об учебе в Глебовке, арт-рынке, работах и собственном стиле

Кирилл Хлопов об учебе в Глебовке, арт-рынке, работах и собственном стиле

Artnews

28 сентября 2021 г.

Если вы успели сходить на «Арт-Минск» этого года, то в главном зале на Козлова, 3 точно встречали The Young Swimmer Хлопова — работу художника из узнаваемой серии пловцов. Она же и была замечена на самом популярном снимке с открытия фестиваля, где, кроме картины, были еще две фотографирующие бабушки. Автор журнала поговорила с Хлоповым: в неформальной беседе он поделился историей той популярной фотокарточки, мыслями об учебе в перестройку у Тишина, Близнюк и Залозной — трёх известных художников старшего поколения, работе для денег и его выставочных проектах, в том числе персональной выставке Stop Motion, которая проходила в галерее «Мастацтва».

1. Об истории со снимком

– Совершенно случайно выяснилось, что две бабушки на самом популярном снимке с открытия «Арт-Минска» — ваши родственницы.

– Снимок с бабушками прекрасен, да, это мои тети по маминой линии. Слева в берете Валентина Дончик, ей 86 лет, справа от нее — Софья Дончик, ей 80 лет. Это жена и родная сестра журналиста, публициста, писателя Валентина Дончика. После открытия «Арт-Минска», они позвонили моей маме и доложили, что были на выставке, отчитались, что «засняли парня в трусах» (работа Кирилла Хлопова, представленная на «Арт-Минске», прим.) и расстроились, что поздно узнали про коллекцию Белгазпромбанка на третьем этаже.

2. О Глебовке, Тишине, Залозной и разучивании академическому реализму

– Вы закончили Глебовку, учились у Натальи Залозной и Игоря Тишина. Расскажите о них, как о преподавателях.

– На вопрос, где я учился, всегда отвечаю: «Не важно где, важно у кого». Тишин и Залозная устроились преподавать в МХУ как только я поступил, и дружно уволились оттуда после четырех лет: отучили наш курс и ушли. Остались Алла Близнюк и Галина Романова. Именно эти преподаватели поломали мозг учащимся: все они были революционерами и благодаря им студенты могли развиваться в разных направлениях. Тишин вел другую группу, основными преподавателями у меня все-таки были Близнюк и Залозная. В параллельной группе завидовали тому, что у нас сразу два крутых преподавателя, а у них один только один (улыбается).

Тишин, Залозная и Близнюк иногда находились в разъездах, уезжали из Беларуси на художественные проекты, выставки и пленэры, поэтому подменяли один одного. Таким образом, у меня преподавали сразу трое сильнейших мастеров, дававших свободу во всём. «Мы вас не учим, мы вас разучиваем», — говорили они студентам.

Прежде всего, они разучивали нас догмам беларусского академического реализма, навязанного системой обучения. В Академии искусств их этому научил Хадыко.

Наши преподаватели были действующими художниками, мы наблюдали за их работой, ходили к ним на выставки. Мы им верили.

Вовсю шла перестройка, группа отступала от программы и параллельно с академическими знаниями мы занимались акциями, изучали современное искусство XX века.

Казалось бы, вольнодумство и отступление от программы могло негативно повлиять на успеваемость, но преподаватели в нас тоже верили, ставили высокие оценки. Мы бесконечно выставлялись, участвовали в проектах, выходили на улицы, получали хорошую стипендию, позволявшую выезжать в Россию, когда туда только-только начали привозить мэтров современного европейского искусства.

Как только мы слышали, что приехал Йозеф Бойс, (Гюнтер) Юккер или (Фрэнсис) Бэкон, сразу брали билет в общий вагон, и на все выходные Москва/Питер наш. Мы не просили у родителей денег, все покрывала стипендия Глебовки.

Я горжусь школой того периода, жаль, что позже талантливые преподаватели эмигрировали или ушли из училища, такой энергии и такого мощного поколения преподающих художников в МХУ больше не наблюдалось. У каждого по-разному сложилась судьба, но все эти преподаватели остались художниками.

3. Об арт-рынке в Беларуси

– Художник должен уметь продавать работы?

– В Беларуси с арт-бизнесом все не очень — его нет. Кураторство находится на начальном этапе, галерей становится все меньше, сейчас это исчезающий вид. Прекрасно, если бы были образовательные программы для художников о том, как продавать искусство. Необходимо, чтобы автор знал процесс ценообразования, знал свое место в арт-рынке. Все имеет систему, и важно понимать, чего ты стоишь, чтобы избежать ложных амбиций. Есть талантливые художники, которые могут отдать работы за бесценок, а есть бездарные авторы, но хорошие маркетологи, продающие картины за тысячи долларов. Продажи — это ремесло, которое нужно осваивать, чтобы без сомнения знать, сколько стоит твой труд. Но одно дело продажи, другое — творческий процесс. Конечно, лучше всего художнику иметь свой инкубатор, где он может творить и не думать о продажах, но краски-то нужно покупать за что-то.

4. О работе для денег

У меня есть работа для денег, я занимаюсь графическим дизайном в частной компании. Живопись — дорогое удовольствие, художнику в Беларуси необходим заработок, но еще важнее для меня общаться с людьми. На мой взгляд, чем шире круг, тем лучше. Художественная практика требует одиночества и тишины, а общение нужно, чтобы понимать мир и с ним взаимодействовать.

5. О поиске стиля

Стиль для меня — понятие ограниченное. Нас учили: как только чему-то научился — бросай и начинай все сначала. Только так можно быть интересным и живым, не бояться меняться. Быть правдивым важнее.

Все узнают меня по серии пловцов, но я никогда не искал свой стиль, меня это совершенно не интересовало и даже пугало. Во время учебы я старался подражать и классике, и авангарду, и древнему искусству, ломать себя. Когда перелопатишь все это во всех свойствах и выражениях и оставишь идею поиска стиля, тогда и начинает проявляться то, кем ты есть сейчас. Энергия управляет художником, а не форма.

6. О собственном выставочном проекте

– Давайте поговорим об «Арт-Морже». Что это за место и как получилось, что кафе с мороженым на несколько лет стало чуть ли не главным выставочным пространством для художников-нонконформистов?

– У моей хорошей знакомой было свое кафе «Морже» на Сурганова. Когда-то в студенчестве на этой же улице было кафе, где собирались актеры, студенты, художники. Там сложилась культурная среда и люди могли проводить время за разговорами об искусстве. Мне захотелось сделать похожее место.

В «Арт-Морже» выставлялись зрелые авторы, чьи работы вы никогда не увидели бы в Минске или молодые авторы без художественного образования, но с прущим талантом. Я внутренне дал себе год на этот проект, на кураторство. Во-первых, мне было интересно понять художников-нонконформистов. Во-вторых, я рассчитывал на окультуривание аудитории, которая не сталкивалась с «непонятным» искусством.

Художников находил по-разному: Инстаграм, слухи, выставки, общение с людьми искусства. К выставкам делал буклеты, раскладывал на столиках в кафе.

Однажды посетитель, ожидая заказ, рассматривал буклет и не заметил выставку на стенах, потом поднял голову на официанта и спросил: «Какие прекрасные работы, где же можно их увидеть?»

Спустя год работы галереи, мне позвонила та самая подруга и сказала: «Знаешь, я решила продать кафе, но ты можешь продолжать делать выставки с другими владельцами». Оказалось, новые арендаторы — люди искусства, молодая пара, девушка Наталья была директором американского аукционного дома Park West Gallery, парень Артем — музыкант. Ребята решили осесть в Минске и выкупили это пространство. Я снова загорелся и еще 2 года делал выставочные проекты.

7. O проекте Stop Motion

Сделать выставку мне предложили кураторы Юлия Протас и Александра Добродеева. За две недели до открытия они пришли в мою мастерскую и обнаружили работы разных периодов. Правильно говорят, что художник всю жизнь рисует одну и ту же картинку, просто форма выражения разная.

Stop Motion — это выставка-инсталляция, интерактивная экспозиция с, прежде всего, участием самого зрителя. Здесь я обращаю внимание на проблему фрагментарности восприятия и важности осознания своей целостности. Пространство галереи «Мастацтва» очерчено временным отрезком, начиная с фото инсталляции 1996 года «Я принесу тебе огонь», показанной в галерее современного искусства «6-я линия», фотографиями перформансов 1990 и 2016 годов, и заканчивая живописью «Пустого бассейна». Все это — отражение меня в пространстве галереи как одного целого, подразумевающего постоянное редактирование и изменение. 

Хочу поблагодарить кураторов: именно они развернули бывший художественный салон в сторону галереи искусства. Им стал интересен сам художник, а не отдельные предметы для декорирования интерьеров. Это огромный шаг к прогрессу и доброй репутации (репутации галереи «Мастацтва», прим.).

Источник: chrysalismag.by