В интернете вы вряд ли найдете конкретные рекомендации о том, что необходимо знать при покупке современной живописи. Многие удивленно скажут: «Какие тут могут быть рекомендации? Зачем они вообще?» На рынок искусства ежегодно проходит тысяча новых мастеров и такая же тысяча уходит. Отсутствие устоявшихся правил взаимоотношений между художниками и покупателями лишь усугубляют непонимание участников арт-рынка. Художники в буквальном смысле творят кто во что горазд, а большинство из них вовсе работают без соблюдения техники живописи и с не предназначенными для живописи материалами. Подавляющее большинство покупателей и заказчиков живописи лишь неосознанно подыгрывают художникам, совершая при этом первую и фатальную ошибку: они не думают, что у любой картины существует срок жизни и этот срок может быть весьма коротким.
В глазах обывателя все просто: купил или заказал живопись, оформил ее в красивую раму, поставил на стол или повесил на стену — и все, только протирай периодически пыль. Но вы даже не представляете, как быстро летит время... Уже через каких-то 20–30 лет — вместо, скажем, пары сотен, как тому положено, — большинство произведений современной живописи изменяются до такой неузнаваемости, будто картину каждую неделю на протяжении всего срока прокатывали под копировальным прессом: игра цветов пропадает, краски тускнеют, поверхность мутнеет, приятную глазу фактуру сменяют микротрещины и шероховатости.
Именно от качества живописи будет зависеть, проживет ли картина с вами полноценную жизнь, порадует ли ваших потомков или же она обречена на быструю смерть.
Как выбрать художника?
Кажется, чем известнее художник, тем качественней его живопись. В реальности же большинство именитых художников пренебрегают не только техникой живописи, но и качеством художественных материалов как раз по причине своей популярности. Логика их примерно такая: «Я уже известен, мои работы все равно купят, а что будет с ними через 20–30 лет — не моя забота».
Поэтому выбирать известного художника не стоит, если вы не уверены в нем на все 100. Но все-таки впадать в противоположную крайность тоже не надо: ни в коем случае не выбираете художников, которые низко оценивают свои работы, — их живопись некачественная и, следовательно, недолговечная по определению. Лучше найти художника из золотой середины.
Где его найти?
Многие думают, что лучше разместить свой заказ на картину на профильных интернет-площадках — и художники найдут меня сами. Подавляющее же большинство профессиональных художников не сидят активно в онлайне и не следят за подобными заказами.
Выбирайте художника самостоятельно, используя сайты для изучения и покупки. К тому же, чем больше вы будете изучать работы художников, тем лучше поймете, что практически каждый из них имеет свой особый почерк. Это поможет вам более точно определить свои вкусы и предпочтения.
В каком стиле заказать или купить картину?
Прежде всего в том, который лично вам нравится. Однако если главная цель — приобретение фамильного актива для нескольких поколений, то остановите предпочтение на импрессионизме или реализме. Это два бессмертных направления живописи, которые будут понятны и приняты обществом всегда. Если же вы хотите, чтобы картина со временем приобрела дополнительную антикварную ценность, то выбирайте узкоспециализированных художников: портретистов, пейзажистов, маринистов.
Какие краски для картины выбрать: масло или акрил?
Выбирайте только масляные краски. Создать долговечный реалистичный портрет, пейзаж или тот же натюрморт акриловыми красками практически невозможно. Со временем акриловые краски выгорают, а живопись превращается в неестественную и начинает отдавать «пластмассовым» принтом. Если вы не фанатичный любитель того же портрета в поп-арт или дрим-арт-стиле, то ваш выбор только масло.
Однако не все масляные краски на рынке являются долговечными. Важно, чтобы художник использовал только профессиональные серии.
На каком грунте выбрать картину?
При написании картины краска ложится на специальную поверхность, обеспечивающую ее адгезию — сцепление красочного слоя. Эта поверхность и называется грунтом, от его качества также зависит долговечность произведения. Художник должен использовать только художественный универсальный грунт, который производится исключительно на основе акриловой дисперсии и титановых белил. Любой другой вариант грунта для живописи недолговечен. Особенно остерегайтесь художников, использующих морально и технически устаревший эмульсионный грунт.
Картину на какой основе стоит выбрать?
Помимо красок и грунта важную роль играет основа — она представляет собой фундамент картины. Существует три основных вида живописных основ: целлюлозные, твердые и тканевые. Целлюлозные основы — это бумага и картон. Твердые основы — дерево, стекло, пластик и металл. Тканевые основы — холст из хлопка, полиэстера и льна.
Бумага и картон — самые недолговечные основы, если вы не планируете хранить свою картину под герметичным стеклом. Твердые основы более уязвимы к сколам при даже небольших механических повреждениях и обладают нестабильной адгезией грунта, которая меняется с течением времени.
Наиболее качественной основой для живописи является холст. Холсты, как и масляные краски, бывают по качеству совершенно разными. Качество всецело зависит от типа используемой ткани. Холст из хлопка — самый непрочный вид холста. Картину на хлопковом холсте рекомендуется хранить строго при температуре 27–30°C и влажности 20–30%, — достаточно некомфортные показатели для человека. Хлопок не переносит и быстро разрушается от «холода» — температуры ниже 27°C, «сырости» — влажности воздуха выше 30%, и особенно их постоянных перепадов.
Холст из полиэстера не впитывает и испаряет влагу из воздуха, однако его достаточно легко проткнуть даже ногтем. Холст изо льна обладает самыми сбалансированными эксплуатационными характеристиками. Но тут необходимо сделать ключевое уточнение: не просто льняной холст, а льняной длинноволокнистый холст.
Сколько должна стоить живопись?
Верхней предел оценки живописи зависит от мастерства и признания художника, но как такового его не существует. Нижний предел цены качественной профессиональной живописи все же есть: так, при размере работы 30х40 сантиметров она не должна стоить меньше 300 USD. Более низкая цена говорит об использовании некачественных материалов или о неуверенности художника.
Эпилог
Почитатели живописи часто попадают в подобную ситуацию: влюбился в картину с первого взгляда, но оказалась она выполнена малярными красками на простыне. Понятно, что большинство в такой ситуации все равно купят понравившуюся картину. В конце концов, мы покупаем не краску с грунтом на холсте, а произведение искусства — дух и энергию созданного образа. Грамотный покупатель все же оставит включенной голову. Воздержитесь от эмоциональной покупки и попросите художника сделать вам авторскую копию из более качественных материалов — она проживет существенно дольше.
Источник: snob.ru