Леонор Фини, одна из ярких представительниц мира искусства XX века. Ее творчество — а она была художником, дизайнером, иллюстратором и писательницей — не знало границ. То же самое можно сказать и о ее представлениях о власти, гендере и сексуальности, которые и сегодня многим покажутся провокационными. Она бросала вызов современникам и даже в чем-то обогнала потомков. Сегодня предлагаем узнать больше об этой женщине, которая оказала существенное влияние на мир искусства.
Я всегда представляла, что моя жизнь будет совершенно не похожа на ту, которую я должна была бы вести в глазах общества. И я с самого раннего возраста понимала, что мне придется восстать, чтобы добиться такой жизни, — вспоминала Леонор Фини.
И это восстание не заставило себя ждать. В 1925 году, когда ей было 17 лет, она впервые показала свои картины в галерее Триеста. В этом городе прошли ее детство и юность. Хотя родилась Леонор в Буэнос-Айресе, ей рано пришлось покинуть Аргентину.
Едва Леонор исполнился год, ее мать-итальянка по имени Мальвина (ее описывают как независимую женщину, которая, вероятно, сильно повлияла на силу характера Леонор) вместе с дочерью бежала от мужа-тирана на свою родину. Тот не сдался и вскоре послал сообщников в погоню, чтобы те похитили Леонор, так что несколько лет девочку в целях безопасности одевали как мальчика.
В итоге семейные драмы прекратились, и Триест стал их тихой гаванью на Адриатике, но Леонор, конечно, грезила о большом плавании.
В 17 лет она переезжает в Милан, а оттуда, разумеется, в Париж. Туда, где кипит богемная жизнь, где всюду писатели, поэты и художники, где можно изучать мировые шедевры в Лувре. Учебные художественные заведения Фини никогда не посещала — да и зачем, когда вскоре в ее окружении появились Анри Картье-Брессон, Пабло Пикассо, Макс Эрнст, Сальвадор Дали и многие другие знаковые люди эпохи.
Но Фини жадно занималась самообразованием. Она читала много самых разных книг: от трудов Карла Юнга до истории средневекового колдовства Жюля Мишле и гомоэротики. А изучать анатомию она ходила в морги. Эти свобода и уверенность нашли отражение и в ее художественных работах.
Это был стереотип времени, и творчество казалось мужским атрибутом и правом, поэтому женщины были мгновенно исключены из этой области. Это, возможно, объясняет, почему Фини и многие ее современницы дистанцировались от движения сюрреалистов, так что они могли выражать свои собственные представления о женской сексуальности и представления о женщинах в целом. Фини ниспровергает предвзятые гендерные роли и социальные коды — женщины на ее картинах указывают на расширение прав и возможностей и освобождение.
Вопрос "что скажут другие?" явно меньше всего волновал ее в жизни. Она отправилась в путешествие по Европе на машине с Картье-Брессоном, во время которого позировала ему обнаженной.
Как только вы по-настоящему познакомитесь с творчеством Фини, быстро станет очевидно, насколько ее влияние пронизывает вены и сердце искусства и культуры XX и XXI веков. Ее работа — это урок неистовой индивидуальности, самосозидания, саморазвития и сексуальной свободы. Она взяла под свой контроль и создала нечто гораздо большее, чем саму себя, в то время, когда просто возможность сделать карьеру художника не была легкой для женщины, — рассказывала Лисса Ривера, куратор выставки, посвященной Леонор Фини, в Манхэттенском музее секса.
За свою 60-летнюю карьеру Фини прославилась картинами, на которых стремилась подчеркнуть эротизм обнаженной женщины и ее желаний, боролась за расширение прав и возможностей женщин и оспаривала традиционные гендерные роли.
Ее картины привлекли внимание таких известных людей, как Кристиан Диор, который продвигал ее работы в галерее, а Мадонна вдохновлялась картиной Фини 1949 года "Конец света" (La Bout du Monde) для своего музыкального видео Bedtime Story.
Преобладающая тема в искусстве Фини — сложные отношения между полами, прежде всего взаимодействие между доминирующей женщиной и пассивным, андрогинным мужчиной. В некоторых из ее самых ярких работ женщина принимает образ сфинкса или воительницы, часто это были автопортреты.
Вызовом обществу была и ее личная жизнь. Так, одно время она проживала с двумя своими любовниками — Станислао Лепри и Константином Еленски.
Будучи сюрреалисткой (хотя сама Фини не причисляла себя ни к одному направлению), к тому же модницей с великолепным гардеробом, она также привлекла внимание Эльзы Скиапарелли, для которой она разработала флакон духов в 1937 году. Но ее самая тесная связь с миром моды заключалась в создании костюмов для сцены, кино и самой себя.
Поклонница масок и эффектных вещей, Фини создавала декорации и костюмы для Парижской оперы. Кроме того, она выступила художником по костюмам в фильмах "8½" Федерико Феллини (совместно с Пьетро Герарди), "Прогулка с любовью и смертью" Джона Хьюстона и в ряде других картин.
Федерико Феллини и Леонор Фини
Фини быстро стала звездой светского общества и костюмированных балов, которые тогда были популярны. Создание масок было ее страстью.
Я всегда любила наряжаться в замысловатые костюмы. Есть в этом что-то от прославления себя, ты будто становишься масштабней. Я люблю костюмированные балы не за танцы, это не главное. Мне нравилось выходить исключительно для того, чтобы на несколько мгновений опьянеть от самой собой. То, что мои платья были настолько красивыми, настолько яркими, что все стояли в сторонке и просто смотрели, как я прохожу мимо, — вот что приносило радость, — вспоминала Фини.
Совиная маска, которую она создала для одного такого вечера, стала прообразом и костюма героини в экранизации эротического романа Полин Реаж "История О", опубликованного в 1954 году. К слову, Фини создала и иллюстрации для переиздания книги 1962 года.
Кадр из фильма "История О"
Леонор Фини скончалась в 1996 году в возрасте 87 лет, но сегодня ее творчество и воззрения кажутся еще более актуальными, чем когда-либо.
Мы все еще не доросли до нее. И в искусстве, и в собственной жизни она создала мир, в котором женщины могли выражать свою сексуальность без объективации; мир, в котором женское начало обладало равной, если не большей властью, чем мужское, — отмечает Ривера.
Учитывая, что общество все еще работает над многими гендерными проблемами, которые исследовала и Фини в своих работах, то можно сказать, что художница намного опередила свое время.
Источник: spletnik.ru