Ювелир и мастер стекла Рене Лалик (06.04.1860-01.05.1945) оставил богатое наследие. Сегодня мы знаем его не только по украшениям с аукционов, но прежде всего по интерьерным вещам, которые выпускаются под историческим брендом Lalique, работающим с архивами мэтра.
Между тем будущий провокатор и визионер получил более чем классическое образование: от лицея с художественным уклоном до Ecole des arts decoratifs в Париже. Юный мастер стажируется у известного ювелира эпохи Луи Окока и изучает керамику, эмаль и стекло по работам француза Бернара Палисси, который еще в XVI веке предвосхитил модерн. «Интернатуры» будущей звезды – ювелирные дома Cartier и Boucheron.
Набравшись знаний и опыта, 20-летний Лалик открывает собственную ювелирную мастерскую. И начинает делать нечто из ряда вон. Броши в виде обнаженных женщин-стрекоз. Женские лики и нимфы, оплетенные ветвями, цветами и водорослями – все эти «Дриады в ивах» (так называлась одна из его подвесок-бестселлеров). Ювелир признавался, что у него два главных источника вдохновения: «Женщина и природа». Сегодня мы не усмотрели бы в этих образах ничего провокационного. Пуританский же XIX век возмутился: и обнаженному женскому телу, и пусть отвлеченной и холодной на наш искушенный вкус, но всё же откровенной чувственности этих работ.


Еще один элемент эпатажа – сами материалы, несвойственные драгоценностям. Сегодня нас опять же не удивишь такой эклектикой. Тогда же золото в сочетании со стеклом, костью, эмалями, «неправильным» барочным жемчугом академическим ювелирам казалось надругательством над профессией.
Иконой стиля начала XX века считалась актриса Сара Бернар, поклонница, покровительница и муза Лалика. Это знакомство быстро переросло в творческий союз. Ювелир создавал для Бернар не только прославившие и его, и ее украшения, но также выступал в роли имиджмейкера, продумывая весь образ звезды, включая костюм и прическу. Безусловный «инфлюенсер» своего времени, Бернар, появлявшаяся в эффектных образах от Лалика в свете, сделала его украшения особенно популярными.

Ювелиру повезло почти сразу встретить не только своего «агента влияния», но также своего мецената и коллекционера. Нефтяной олигарх Галуст Гульбенкян увлекался искусством, преимущественно декоративно-прикладным, и собрал внушительную коллекцию, которая сегодня является одним из крупнейших частных музеев мира, Calouste Gulbenkian Museum в Лиссабоне.
Гульбенкян увидел работы Лалика на легендарной Всемирной выставке 1900 года в Париже, которая считается датой рождения стиля ар-нуво (в наших реалиях – модерна). Впоследствии он вспоминал, что это была история длиной в полвека: промышленника и ювелира связывала подлинная дружба. Гульбенкян, в частности, выкупил культовую брошь Лалика «Женщина-стрекоза», которая мастер лепил с лика и тела Сары Бернар. Сегодня это одна из ключевых работ в его собрании, которое считается самой большой коллекцией Рене Лалика в мире (больше 200 украшений).

В 1900-е гг. мастера все больше увлекает стекло, причем уже не просто в виде небольших вставок, элементов украшения, но как самостоятельный жанр. Сначала волею случаю (благодаря удачному соседству бутиков) сотрудничество с парфюмером Франсуа Коти: Лалик начал создавать художественные флаконы для духов. Затем пришли заказы на другую мелкую стекольную пластику, в частности, на брендированные фигурки для капотов автомобилей (как Ника Самофракийская у Rolls Roys).
Предметы становились все крупнее. Так появились аксессуары для стола вроде пепельниц и пресс-папье и, наконец, высокие вазы, прославившие мастера уже в дизайне стекла. Лалик запустил больше 300 моделей. Одна из самых известных работ – это ваза «Вакханки» 1927 года. Модель вошла в историю благодаря эффектной поверхности – в виде рельефа по стеклу с изображением обнаженных женских фигур в танце. Бренд Lalique выпускает ее до сих пор.

Рене Лалик – мастер двух стилей: ювелир ар-нуво и дизайнер ар-деко. Украшения Лалика – безусловный символ первого. Декор и аксессуары – второго. Если в 1900-м г. он был триумфатором выставки, запустившей ар-нуво, то в 1925-м становится уже одной из ключевых фигур выставки, с которой стартовал ар-деко.
Почувствовав смену вкусов, он перешел на более геометричные формы. Большая часть интерьерных вещей Лалика, будь то вазы, люстры или панно, отвечают уже эстетике ар-деко. Home-направление дизайнера набирало такую популярность, что он сначала арендовал один стекольный завод, а затем купил другой в Эльзасе.
Крупный жанр – рельефные декоративные элементы из стекла – дизайнер сначала использует для собственного особняка, затем в США (оформление магазина Коти на 5-й Авеню в Нью-Йорке) и, наконец, презентует уже целый ансамбль, включавший гигантский 15-метровый фонтан на Международной выставке декоративных искусств 1925 года в Париже. Панели и фигурный декор из стекла за подписью Р. Лалика появлялись в частных особняках, королевских резиденциях и люксовых небоскребах.
Две самые известные работы Р. Лалика – декор «Восточного экспресса» (1929 г.) и оформление круизного лайнера «Нормандия» (1935 г.).

Мэтр умер в 1945 г., его дело унаследовал сын, а затем внучка. Наследники переключились со стекла на хрусталь, и сегодня известная историческая марка Lalique, имеющая непосредственное отношение к своему создателю, выпускает прежде всего интерьерные коллекции из хрусталя.
Современная история Lalique отмечена не только переизданием шедевров мэтра и бестселлеров по его эскизам, но также новыми линиями, в том числе в соавторстве с известными архитекторами и художниками. Так появилась коллекция декора в виде хрустальных бабочек от одного из самых дорогих и провокационных скульпторов современности Демиена Хёрста и футуристические вазы Захи Хадид.


Источник: interior.ru