Может ли нейросеть стать искусством?

Может ли нейросеть стать искусством?

Artnews

22 августа 2022 г.

Середина 2022 года в сфере технологий проходит активное обсуждение нейросетей и их возможностей. Пока пользователи со всего мира генерируют изображения сотнями при помощи DALL-E 2 и аналогичных сервисов, все чаще возникают разговоры о том, что роботы скоро оставят людей творчества без работы. Якобы, художников, фотографов, дизайнеров и прочих специалистов, работающих с изображениями в разных форматах, уже можно заменить нейросетями.

Даже звучат заявления, что подобные нейросети убьют искусство в принципе. Что, конечно, совсем не так. Ведь нейросети и искусство – это понятия из совсем разных миров, пускай результат у них якобы один. 

Истоки подобных громких заявлений лежат в банальном факте: современные нейросети для генерации изображений и правда делают красивый контент. Та же DALL-E 2 создает достойные картинки по самым сложным запросам. Нечто подобное делают и Midjourney с Dream.

До коммерческого использования результатов нейросетей дело тоже доходит. Самый яркий пример –  обложка Cosmopolitan, на создание которой ушло «всего лишь 20 секунд». Так что практическое применение у нейросетей тоже нашлось.

Впрочем, уже в этом примере скрыт подвох. Ведь 20 секунд ушло на генерацию финального результата, а ему предшествовали несколько дней подбора правильного запроса и составления идеи, которую нейросеть сможет адекватно понять. В итоге дизайнер Карен Ченг, занимавшаяся обложкой, пришла к выводу, что пока DALL-E 2 – всего лишь забавный инструмент, помогающий креативному мышлению, не больше.

Аналогичных мыслей придерживается и создатель Midjourney Дэвид Хольц. Он сравнил свою нейросеть с потоком воды, в то время как общество видит ее хищником. Вода тоже способна причинить вред, но все зависит от того, как ее использовать.

Если говорить исключительно с технической точки зрения, то пока нейросети никак не могут тягаться с творениями художников даже средней руки. Ведь работам роботов попросту не хватает деталей и проработки. Современные художники могут тратить часы на маленький клочок ткани, занимающий от силы процентов пять от всего рисунка. Нейросетям подобные нюансы пока неведомы.

Любое искусство всегда стоит рассматривать в контексте истории, потому вернемся немного назад – в середину 20 века. Мировое искусство тогда переживало очередной кризис мыслей. И он привел к появлению двух важных тенденций.

Первая – это доминирование жанра поп-арт, то есть популярного искусства. Его суть заключается в низвержении произведений искусства с развлечений для элиты до чего-то для самых широких масс. Простые формы, понятные явления, максимальная доступность – все это хорошо характеризуют поп-арт.

Вторая – попытки творцов избежать стопроцентных результатов в своем творчестве, стремление разбавить процесс созидания элементами случайности. К примеру, художники разливали краску ведрами на холсты или рисовали подтеками акварели, совершенно их не контролируя.

Современные нейросети для генерации изображений взяли важные составляющие из двух этих тенденций. Они развивают идеи поп-арта, превращая уже не просто созерцание, но и создание искусства в максимально доступное занятие. Ведь никаких технических навыков не надо, чтобы составить простенький запрос и получить на его основе набор изображений разной степени красоты. А невозможность полностью контролировать генерацию привносит во все элементы случайности.

Только вот и поп-арт, и стремление художников к случайностям основаны на долгих размышлениях и многовековой истории искусства. Оба подхода подчеркивают целый ряд проблем общества того времени. Ведь тот же поп-арта на уровне подтекста задавался вопросами деградации искусства, которая неизменно шла за его популяризацией.

В случае изображений от нейросетей ничего подобного нет. Они всего лишь стараются соответствовать вашим запросам, просчитывая по внутренним коэффициентам соответствие каждого нейрона. Любой случайный результат – это, скорее всего, сбой, в ходе которого выйдет нечто не очень внятное, но никак не произведение искусства.

Впрочем, в таком контексте нейросети практически не рассматривают. Сейчас это скорее бизнес и демонстрация технологического прогресса. Что, впрочем, тоже в какой-то степени влияет на них как на объект искусства. Пускай бесконечно круто превращать фразу в изображение, но настоящее творчество – это намного больше, чем картинки по запросам.

Источникdev.ua/ru