Недосказанные истории Лувра

Недосказанные истории Лувра

Artnews

27 апреля 2021 г.

Французы и сегодня не знают, что означает слово «Лувр»! Известно, что так называлась местность, где была основана крепость, ставшая затем дворцом и музеем, но откуда у нее такое название — загадка. Общедоступным музеем Лувр стал сравнительно недавно, в 1793 году. 

Мечтой многих королей Франции было объединить Лувр со стоящим неподалеку дворцом Тюильри, где монархи обитали до переезда в загородный Версаль. Осуществить мечту им не удалось: дворец сожгли восставшие революционеры в конце XVIII века. Коллекцию картин для музея стал собирать король Франциск I (годы правления 1515–1547), купивший «Мону Лизу» лично у Леонардо да Винчи, ему служившего. Следующие короли с разной степенью интенсивности продолжали увеличивать собрание. Отличился Наполеон, поставивший экспроприацию художественных сокровищ покоренных стран на поток. Награбленное пришлось потом вернуть и испанские мастера, итальянские художники Раннего Возрождения — заметно прибавило в популярности Лувру.

Интересно, что две самые блестящие коллекции из когда-либо поступавших в Лувр вообще ничего не стоили этому учреждению и были собраны не богатыми аристократами или монаршими особами, а скромными представителями среднего класса, которые копили деньги и покупали произведения искусства с врожденной и почти сверхъестественной проницательностью. 

Александр-Шарль Соважо финансировал свою необыкновенную коллекцию, работая на двух должностях. Почти 30 лет, с 1800 по 1829 год, он был второй скрипкой в оркестре Парижской оперы. В то же время он работал комиссаром, или младшим чиновником, в городском таможенном департаменте, эту должность он занимал до 1847 года.

Выйдя в отставку, этот убежденный холостяк провел оставшиеся 13 лет своей жизни среди сокровищ, которые он хранил в своей скромной квартире. Соважо был одним из тех, чье видение искусства опережало господствующие вкусы его эпохи. Но к его старости уже многие стали разделять эту страсть, и коллекционеры были бы счастливы щедро заплатить ему за его сокровища. Но в гражданском порыве он отверг их предложения и в 1856 году передал все Лувру. Так Лувр стал обладателем одной из лучших в мире коллекций средневекового и ренессансного декоративного искусства. 

Еще более необычной была коллекция Луи Ла Казе. Он был более традиционным коллекционером и покупал картины старых мастеров, которые были недооценены. Успех в профессиональной деятельности (был врачом) позволил ему собирать искусство. Бездетный холостяк, как и Соважо, Ла Казе было чуть за двадцать, когда в 1820 году он стал посещать блошиные рынки и аукционные дома и в итоге собрал работы Веласкеса и Ватто, которые в то время пользовались сравнительно небольшим уважением, а также таких голландских художников, как Ян Стен и братья Исаак и Адриан ван Остаде.

Его вкус был столь же замечателен, как его настойчивость. Он был щедр, открывая свою квартиру для публики один день в неделю (познакомиться с шедеврами, недоступными в Лувре, заглядывали и Мане с Дега). Некоторые из наиболее известных сегодня произведений, хранящихся в Лувре, были частью его дара: «Жиль» Ватто, «Хромоножка» Риберы, «Купальщицы» Фрагонара, «Цыганка» Халса, «Вирсавия в купальне» Рембрандта. В общей сложности он пожертвовал музею почти 600 картин. 

Источник: forbes.ru