Реставрационные работы в Колизее ведутся с 2012 г., но суммы выделяемой городом для этих целей всегда было недостаточно. В январе этого года было принято решение построить в Колизее выдвижной пол. Во времена гладиаторов в первозданном виде именно так и выглядела гигантская извилистая арена. По замыслу итальянского Министерства культуры, туристы смогут наслаждаться Колизеем, глядя на него с центра арены. На территории памятника планируют проводить даже рок-концерты.
Часть общества консервативного толка против таких нововведений, так как действительно трудно привыкнуть к мысли, что руины подземелья Колизея будут закрыты выдвижным полом. Авторы идеи планируют восстановить и систему лифтов, которая во времена римлян использовалась для подъема гладиаторов и животных на сцену.
В 2009 году мэр Рима Джанни Алеманно объявил о поиске спонсора. Первым откликнулся глава и совладелец производителя люксовой обуви Tod’s Диего Делла Валле. Состояние Диего Делла Валле Forbes оценивает в 1,2 млрд. долл. Делла Валле вспоминает, что впервые увидел Колизей в возрасте 11 лет, когда приехал на экскурсию в Рим.
Миллиардер решил провести самую масштабную реставрацию Колизея за все столетие, на что был готов выделить 25 млн. евро. В конкурсе за участие в реставрационных работах соревновалось 20 компаний. Уже в 2011 г. со стен Колизея на землю упало несколько камней, то есть укрепление конструкций и реставрация были вопросами очень срочными. Однако на компанию Tod’s подала иск Ассоциация по защите прав потребителей Codacons, которая утверждала, что Делла Валле получал неограниченные возможности использовать изображения Колизея в рекламных целях.
Суды между Codacons с одной стороны и мэрией Рима и Tod’s с другой длились два года. В итоге Делла Валле победил: суд решил, что Codacons не может оспаривать контракт, потому что не является его стороной.
Реставраторы взялись за дело в 2013 году. Основная задача была очистить камни Колизея от патины и налета, вызванного выбросами. Каждый камень обрабатывали специальным раствором — вода и немного растворителя, причем тончайшие струи воды подавались под сильным давлением. Некоторые камни приходилось очищать вручную щетками. Кроме очистки, конструкции и арки укрепляли.
Один из существенных этапов реставрации был завершен в 2016. Для бизнесменов Италии были предложены налоговые льготы при поддержке реставрационных работ, что заставило Итальянский бизнес вспомнить о традициях меценатства. Так, например, создатель марки Diesel Ренцо Россо вложил деньги в реставрацию моста Риальто в Венеции, а дом моды Fendi спонсировал реставрацию фонтана Треви.
Источник: forbes.ru