1. Универсальных формул поведения не существует (особенно в отношениях с художниками). Отношения — одна из составляющих работы куратора. Например, Виктор Мизиано много говорил о готовности куратора инвестировать свои силы и время в социальные связи, в общение, в том числе и с художниками. Однако, как конкретно вести себя с тем или иным художником, ответить не удастся никому. Любая коммуникация упирается в частности, мелкие детали или обоюдный интерес друг к другу. Именно поэтому нет универсальной формулы отношений, которой все могли бы следовать. Взаимодействие между художником и куратором всегда уникально. Даже если за их плечами не один совместный проект.
2. Определите границы. Для проекта куратору необходимо заново определить, где заканчивается его роль, а где начинается влияние художника. Дело в том, что куратор и художник осваивают одно и то же пространство, но обращают внимание на разные аспекты. Их инструменты очень ценны. Куратор — не художник. У него есть свой язык и своя поэтика.
3. Насмотренность и начитанность — это еще не все. Потрясающая насмотренность и начитанность не раскрываются в полном объеме кураторского потенциала. Скорее, это инструментарий, визуальный лексикон, который постоянно пополняется. Из прочитанного и увиденного складывается кругозор. Он обладает повышенной профессиональной состоятельностью. Ведь если мы приписываем кураторству такое качество, как новаторство, то не можем сводить его к подражательству.
4. У каждого куратора свой почерк. Вспомните несколько кураторов, и вы обнаружите, что у всех разные характеры и методы. Куратор-активист, куратор-исследователь, куратор-исполнитель, куратор-знаток, куратор-архивист… Кто-то проявляет аномалии и допускает проявление различных признаков.
Эти методы работы можно отнести к одной из двух моделей: куратора-автора или перформативного куратора. К первым относятся такие знаменитости, как Харальд Зееман и Жан-Юбер Мартен. Их подход к кураторству был обнаружен в конфликтной ситуации. Так, художник Роберт Моррис, получивший от Зеемана приглашение принять участие в выставке современного искусства Documenta 5, ответил отказом, так как не хотел, чтобы его работа была подтверждена социологическим идеям куратора.
Другая модель может быть представлена именами Барта де Баре, Николя Буррио, Марии Линд и Виктора Мизиано. В соответствии с ней куратор создает некий изначальный импульс для группы людей и процесса развития. Он знакомит людей друг с другом, предлагает раскрыть ту или иную тему, книгу, решить и тем самым реализовать взаимодействие не только между художниками, но и между художниками и зрителями. Так в работе кураторов эхом отзывается перформативный поворот 1990-х годов.
Границы кураторства подвижны, подходы и обоснования многообразны — куратору остается выбрать тот путь, который будет подходить именно ему.
5. Выставка не куратор, а команда. Существует представление о кураторе как о фигуре художественного процесса, потому что куратор принимает все решения (что, конечно, далеко от реальности). Это расхожее мнение о профессии. Кураторы удивительно быстро забрались на вершину иерархической пирамиды современного искусства, оставив позади себя даже художников. Тот символический капитал, который годами упорно зарабатывали художники или критики, плавно перешел в руки других людей. В результате сегодняшнее имя куратора обязательно встречается в пресс-релизе или на афише выставки и, вероятно, отмечается самым ярким шрифтом.
Выставка — это все-таки продукт коллективного труда, и примечательной тенденцией последнего времени стали то, что сами кураторы выпускают на публику не только собственную работу, но и своих лучших коллег.
6. Не бойтесь. Начинающие кураторы часто испытывают страх перед экспериментами с выставочным процессом и скованностью перед «большими» художниками. Но как завещал Роберт Сторр, лучше делать что-то неправильное, не «каноническое», но интересное и содержательное, чем следовать правилам, создавая при этом скучнейшие проекты. Куратор может вести коммуникацию с человеком любого статуса при условии, что знает, как это общение в целом должно складываться.
7. Сражайтесь за то, что вам важно. Кураторская практика обусловлена комплексным взглядом на проект, не упускающим ни одного элемента.
Конечно, не нужно думать о кураторстве как о исключительно приятном времяпрепровождении в компании интересных и творческих людей. Есть фраза Николаса Сероты, бывшего директора Тейт Модерн: «Кураторство — это на 20% талант и вдохновение и на 80% управление». Как бы мы ни пересматривали это соотношение, перекос в сторону практических, менеджерских навыков и компетенций сохраняется.
Но невозможно быть компетентным во всем! Вероятно, какие-то из практических навыков не особенно даются куратору. Суть не в том, что куратор обязан все уметь. Смыл в получении опыта, при котором в производственном процессе человек понимает по-настоящему, в чем он хорош, а в чем совершенно некомпетентен. И важно выстроить работу так, чтобы компенсировать различные навыки, которые закроют все функции. Кураторское высказывание может быть по-разному оформлено и представлено зрителю: как последовательность событий, образовательная или перформативная программа, сайт или печатное издание. Приоритет определенного формата постепенно исчезает, открывая куратору амплитуду действий. Поэтому приступая к новому проекту, он как будто собирает самого себя и свою профессию заново, чтобы затем работать без ограничений.
8. Доброжелательность — второе ваше имя. Этичность и вежливость должны характеризовать общение куратора не только с художниками, но и с любым человеком, с учетом того, что он присутствует в процессе производства выставки. Это применимо и к внешним фигурам, таким как критики, даже если они высказываются о кураторской работе в негативном ключе. Куратору нужно ценить критику в свой адрес, потому что она обнаружила интерес к тому, что он делает. Нельзя реагировать на критику руганью и спорами. Одергивайте себя напоминанием о том, что общение с известным человеком — начинающим художником или суперзвездой, рядовым сотрудником музея или директором музея — должно быть абсолютно этичным.
Источник: artnews.com