Почему художники были очарованы колдовством на протяжении веков

Почему художники были очарованы колдовством на протяжении веков

Artnews

24 июня 2021 г.

История колдовства в западном искусстве – это сказка с драматическим поворотом сюжета. На протяжении 1400-х годов ведьмы начали появляться в европейских иллюстрациях и гравюрах на дереве как демонические существа с девиантными сексуальными привычками: метлы заменяли фаллосы, а обнаженные женщины ездили задом наперед на козлах. В течение следующих 400 лет около 80000 европейцев, 80% из которых составляли женщины, были убиты из-за обвинений в колдовстве. В 1800-х годах оккультная духовность внезапно вернулась в моду. Женщины начали использовать колдовство для себя, как в своей жизни, так и в своем искусстве.

«Некоторые из самых ярких образов дьявольской природы колдовства, созданные в XV веке, изображали ведьм как часть группы и были сформированы современными представлениями о ереси и отступничестве», - писал Чарльз Зика в «Появлении колдовства» (2007). Конечно, в большом количестве еретики были более пугающими, поскольку они создавали более серьезную угрозу. Если одна ведьма была страшной, то летающий шабаш был просто ужасен.

Немецкий художник Альбрехт Дюрер создавал гравюры на тему колдовства. На его гравюре «Ведьма» (ок. 1500 г.) изображена обнаженная фигура: у главного героя длинные волнистые волосы, мускулистое телосложение и грудь. Маленькие крылатые мальчики окружают ведьму, словно поклоняясь ей. Еще одна гравюра Дюрера «Четыре ведьмы» (ок. 1497 г.) изображает аккуратный симметричный круг из четырех обнаженных женщин.

Шарлотта-Роуз Миллар, научный сотрудник из Университета Квинсленда, отметила, что некоторые из «самых ужасных и вызывающих воспоминания изображений колдовства» происходят из Германии, на родине Дюрера. Это неудивительно, сказала она, «учитывая, что 50% казней за колдовство происходили в Священной Римской империи, большом геополитическом образовании, включающем Германию».

Миллар указал на ироническую дихотомию в образах колдовства раннего нового времени: ведьмы были либо молодыми и соблазнительными, либо старыми и изможденными. Первая группа предположительно могла присоединиться к дьяволу, чтобы заставить мужчин потерять контроль над своими чувствами, в то время как вторая не предлагала никакой финансовой или репродуктивной выгоды мужчинам, которые контролировали общество. 

Чтобы защитить себя от ведьм, европейцы создали «бутылки для ведьм», наполненные человеческими волосами, мочой и обрезками ногтей, а затем расставили их по домам. Такие предметы были представлены в Музее Эшмола в Оксфорде в прошлом году на его выставке «Spellbound», превратившей эти фетиш-объекты в самостоятельные эстетические реликвии.

На протяжении XVII века изображения ведьм варьировались от классических намеков до сатанинских сцен. Например, бельгийский художник Франс Франкен Младший представил ведьмовский шабаш с группой женщин, сбившейся вокруг книги. Хотя фолиант якобы полон заклинаний, суть ясна: остерегайтесь группы грамотных, независимых женщин.

К началу 1700-х годов охота на ведьм в основном прекратилась. К 1750 году все европейские страны, кроме Швейцарии, декриминализовали колдовство. По словам Миллара, изображения ведьм этой эпохи «не несут в себе того же страха и отвращения, как некоторые из гораздо более ранних изображений».

На протяжении всей своей карьеры в конце 1700-х - начале 1800-х годов испанский художник Франсиско де Гойя интерпретировал образ колдовства для себя, создав холсты, на которых изображены шабаши ведьм. Он часто использовал изображения насилия, чтобы протестовать против социальных болезней.

В последующие века художники использовали символ ведьмы для своего собственного протеста и эстетического выражения. 

Сегодня современные художники, интересующиеся колдовством, также наслаждаются общественными благами духовности. За свою последнюю серию фотографий «Главные арканы: ведьмы в Америке» (2016-2017), фотограф Фрэнсис Ф. Денни путешествовал по Соединенным Штатам, чтобы найти женщин, считающих себя ведьмами. В целом серия фотографий иллюстрирует общенациональную сеть спиритуалистов и активистов с общими целями и ритуалами. 

В 2017 году Кристен Додж организовала выставку «Ведьмы» в своей галерее в Гудзоне, Нью-Йорк. Каждый из пяти художников - Марджори Кэмерон, Анна Бетбезе, Лорел Спаркс, Рози Кейзер, а также Марианна Витале - использовали магию в своей работе. Додж, как и Гроссман, видит естественную связь между искусством и колдовством. Она считает, что быть художником - это «акт бунта, подпитываемый желанием идти на риск как в своей практике, так и в культуре в целом». Ведьмы бунтарки по природе. Они не придерживаются популярных моделей поведения и систем убеждений, и их рассматривают как угрозу обществу. Художники и ведьмы всегда были аутсайдерами.

Источник: artsy.net