«Поцелуй» Бранкузи не находит покоя на парижском кладбище

«Поцелуй» Бранкузи не находит покоя на парижском кладбище

Artnews

16 октября 2024 г.

На знаменитую скульптуру Константина Бранкузи «Поцелуй», установленную на кладбище Монпарнас на могиле покончившей с собой русской эмигрантки, претендуют родственники погребенной. Власти Парижа готовы бороться за столь значимый культурный объект.

Надгробный памятник в виде двух сплетенных в поцелуе фигур является чуть ли не главной достопримечательностью Монпарнасского кладбища. По популярности он превосходит даже надгробие на могиле самого Константина Бранкузи, пешком пришедшего из Румынии в Париж и ставшего здесь всемирно известным скульптором. Но поклонники творчества пионера авангардной скульптуры при посещении кладбища, как правило, первым делом устремляются не к месту его упокоения, а к могиле русской эмигрантки Тани Рачевской. Молодая революционерка-анархистка, бежавшая из России после революции 1905 года, поступила в Париже на медицинский факультет, где так сильно влюбилась в своего преподавателя, румынского врача Соломона Марбэса, что свела в итоге счеты с жизнью в возрасте 23 лет. Ее избранник был столь потрясен случившимся, что на свои средства оплатил и ее место на кладбище, и установленную в 1910–1911 на могиле скульптуру «Поцелуй» своего соотечественника Константина Бранкузи. Интересен тот факт, что родственникам Тани Рачевской памятник поначалу совсем не понравился, они даже хотели его демонтировать, но скоро в России началась революция, и им стало не до того.

Но отношение родственников несчастной влюбленной кардинально поменялось после того, как цены на работы Константина Бранкузи стали расти (текущий аукционный рекорд автора — $71 млн). Впервые родственники заявили о своих правах на памятник на могиле Рачевской еще в 2006 году: на хрестоматийное произведение появилось сразу шестеро претендентов. Но власти Парижа ответили, что памятник является культурным объектом и перемещению не подлежит.

После многолетнего судебного разбирательства в декабре 2020 года французский суд признал, что наследники таки имеют право претендовать на работу. Аргументация истцов была построена на том, что «Поцелуй» не был изначально задуман как часть этого захоронения, а был просто скульптурой из мастерской Бранкузи (а значит, одно отделимо от другого). Но когда они попытались тогда же, в декабре 2020 года, забрать работу с кладбища, власти Парижа не позволили им этого сделать. Спор вокруг скульптуры продолжается.

Из-за судебных споров скульптуру накрыли ящиком.

Источник: artinvestment.ru