В преддверии 2024 года более дюжины деятелей мира искусства, от дилеров до арт-консультантов и не только, поделились своими прогнозами на будущий год.
Аллан Шварцман, арт-консультант: В 2024 году необходимость приобретения произведений искусства не будет такой острой для коллекционеров, как совсем недавно. Следует ожидать гораздо большей волатильности на рынке молодых художников. Мое желание на этот год состоит в том, чтобы были созданы новые предприятия для развития устойчивого вторичного рынка, способного справиться с предстоящей перепродажей современного искусства и положить конец нашей чрезмерной зависимости от нынешних институтов, которые производят заниженную и искаженную статистику продаж произведений искусства.
Алекс Глаубер, консультант по искусству и президент Ассоциации профессиональных консультантов по искусству: После того, как в 2023 году на рынке искусства наконец произошла коррекция, которую многие ожидали в течение многих лет, в 2024 году есть повод для большего оптимизма, поскольку Федеральная резервная система дала понять, что снизит ставки как минимум один раз в следующем году и, вероятно, больше. Психологические и практические последствия этого будут стимулировать больший спрос среди коллекционеров и, в свою очередь, дискреционные продажи, поскольку люди будут чувствовать себя более оптимистично в отношении рынка.
Однако более широкое состояние и устойчивость арт-рынка, особенно первичного рынка современного искусства, остается менее ясным. Большая часть первичного рынка стала зависеть от арт-ярмарок как места, где можно встретить новых покупателей и побудить их к совершению сделок. Как бы нам ни хотелось думать, что каждое произведение искусства покупает «коллекционер», ярмарки искусства не оставались бы такой важной частью рынка, если бы это было так. Именно случайные покупатели и покупатели, часто ненадежные в качестве постоянных клиентов, поглощают большую часть нового материала и поддерживают ход событий.
Если операционные и логистические расходы не снизятся, это окажет серьезное давление на галереи, которые и без того работают с ограниченной прибылью. Дополнительные переменные, такие как геополитические волнения и более широкие культурные разногласия, означают, что, вероятно, произойдет дальнейшая консолидация среди галерей меньшего и среднего размера.
Бенджамин Годсилл, куратор и консультант по искусству:
Сначала о плохом: воздействие нестабильных рынков (искусства и прочего) в течение последних нескольких лет заставило покупателей произведений искусства гораздо лучше осознать важность знатока и избирательности. Они осознали, что на нестабильном рынке произведения дефицита и качества сохраняют свою ценность гораздо лучше, чем другие произведения. Это отлично подходит для умных коллекционеров (или тех, кто достаточно умен, чтобы нанять настоящих арт-консультантов/кураторов), но не очень хорошо для галерей, особенно для небольших и средних магазинов. Печальная реальность такова, что, я думаю, мы увидим потерю большего количества замечательных галерей, чем нам хотелось бы, и мы можем даже быть удивлены тем, что пара уважаемых магазинов, возможно, будет вынуждена закрыться.
Положительным моментом является то, что я думаю, что рынок продолжит «открывать» (в финансовом смысле) художников из исторически маргинализированных/недостаточно представленных групп и предоставлять им новые выставочные платформы, а также рыночный импульс. Я также очень хочу, чтобы многие художники из числа коренных народов Северной Америки начали получать должное.
Чарльз Стюарт, генеральный директор Sotheby's: В 2024 году мы увидим продолжающееся ценовое разделение между «лучшими» и «остальными», когда дело касается качества работ, поскольку коллекционеры будут проявлять проницательность. Мы также увидим спрос на более широкий круг художников, которые исторически были недостаточно представлены на аукционах, таких как художники из числа коренных американцев. Наконец, женщины-художницы будут продолжать занимать лидирующие позиции на рынке. Продажи современных художниц, стоимость которых превышает 1 миллион долларов, выросли более чем вдвое с 2018 года, во главе с Джоан Митчелл и Яёи Кусама, но еще есть куда расти.
Марк Глимчер, президент и генеральный директор галереи Pace Gallery: В 2024 году Япония продолжит возрождение как глобальная горячая точка мира искусства. Художники, коллекционеры и дилеры снова сделают Токио местом, которое обязательно нужно посетить.
Филип Хоффман, арт-консультант: Я с оптимизмом смотрю на 2024 год. Художественные ярмарки в Майами и ноябрьские аукционы в Нью-Йорке продемонстрировали, что рынок искусства гораздо более устойчив, чем люди ожидали, особенно когда предлагаемые работы имеют высокое качество. В 2024 году мы увидим продолжение отсеивания ультрасовременной категории, а также углубление рынка на устоявшихся позициях.
Лоуренс Ван Хаген, арт-консультант и куратор: Вступая в 2024 год на фоне глобальных инфляционных проблем и геополитических волнений, я думаю, мы продолжим наблюдать продолжающуюся коррекцию на мировом рынке искусства. Это означает общий сдвиг от экспериментализма прошлых лет к избирательности и регионализму: галереи могут рассмотреть возможность проведения меньшего количества ярмарок и могут представлять больше курируемых индивидуальных стендов, когда они все-таки принимают в них участие; сокращение числа международных поездок на художественные ярмарки, особенно в связи с ростом затрат и появлением на горизонте проблем устойчивого развития (крупные ярмарки в любом случае стали очень ориентированы на регионы); коллекционеры также, вероятно, сосредоточат внимание на художественных ярмарках и художниках своего региона.
Лео Сюй, старший директор компании David Zwirner в Гонконге: Я считаю, что после 2023 года художники из Азии станут еще более заметными на международном уровне. Азиатское творчество в различных средах, от искусства до музыки и кино, продолжит оказывать большое влияние на мировую культуру. Во-вторых, я считаю, что произойдет важное изменение позиционирования китайского рынка на мировом рынке искусства. Он по-прежнему будет доминирующим регионом, но, думаю, в следующем году будет более чуткое понимание его нюансов и тенденций.
Рэймонд Дж. Макгуайр, коллекционер: В 2024 году, в мире, наполненном сложной неопределенностью, художники и их гениальный дар и повышенная чувствительность будут продолжать давать нам надежду и надежду. Они вдохновят нас задуматься, стремиться и, возможно, даже достичь своих лучших качеств. Кураторы, обладающие смелостью и дальновидностью, будут упорно просвещать и направлять нас. Они будут поддерживать свою важнейшую миссию по признанию и выставлению художников, которые исторически были исключены, но которые сейчас занимают центральное место в каноне и занимают свое законное место в художественном ландшафте.
Источник: artnews.com