Промптография: начало конца?

Промптография: начало конца?

Artnews

5 февраля 2024 г.

Самая старая сохранившаяся фотография датируется 1827 годом, когда Жозеф Нисефор Ньепс установил  камеру-обскуру  возле окна в своем родовом поместье и в течение нескольких дней выставлял на солнечный свет оловянную тарелку, покрытую лавандовым маслом и битумом, запечатлевая туманный вид на его залитый солнцем двор. 

Когда изобретение Ньепса превратилось в дагерротипы, зеркальные камеры, устройства мгновенной экспозиции и, наконец, в пленочную камеру Kodak, художественное сообщество, как известно, пришло в отчаяние, опасаясь, что фотография сделает живопись устаревшей. На самом деле произошло противоположное явление, которое вместо этого вдохновило движение импрессионистов и произвело революцию в том, как оценивалась предполагаемая цель искусства. 

Аналогичные дебаты в настоящее время разворачиваются, поскольку изображения, созданные ИИ, лицом к лицу сталкиваются с миром фотографии. Действительно, на Международной фотобиеннале в Балларате (BIFB) в 1300 долларов США за свою работу «Влюбленные сестры-близнецы» — «фотографию» в тонах сепии.

Примечательно — или, возможно, очевидно, — что работа Норденшельда — это не настоящая фотография. Художник отправил запросы в Midjourney, что стало первым случаем, когда изображение, созданное ИИ, получило приз в области фотографии. Хотя ранее в этом году немецкий художник Борис Эльдагсен был удостоен престижной премии Sony World Photography Award за свою работу в области искусственного интеллекта «Электрик», он отказался от премии из-за искусственности своего изображения. 

Фактически отказ художника от премии вдохновил BIFB на создание исключительно AI-категории — международной премии «Prompted Speculiar». Норденшельд занял первое место из 100 других работ в этой категории, а художница из Мельбурна Ханна Сильвер была удостоена Приза зрительских симпатий за «Смешанный брак роботов». 

Решение BIFB отметить ИИ-фотографии резко контрастирует с другими фотофестивалями и наградами, такими как последняя распродажа Square Print Sale, организованная Magnum Photos в сотрудничестве с World Press Photo Foundation. Тема продажи, озаглавленная «Написано светом», призвана подчеркнуть фундаментальное различие между фотографией и изображениями, полученными с помощью искусственного интеллекта. Президент Magnum Кристина де Миддел объяснила: «Кажется, пришло время вернуться к нашим корням и задуматься о самом истоке нашей фотографической практики, о камере-обскуре и о том, как изображение записывается путем воздействия света на поверхность». Озвучивая свои опасения по поводу технологии искусственного интеллекта, де Миддел отметила: «Мы больше всего обеспокоены тем, какое влияние вводящее в заблуждение использование искусственного интеллекта может оказать на и без того подорванный авторитет средств массовой информации. . . [мы] настаиваем на протоколах маркировки, которые могли бы предотвратить манипуляции с помощью изображений». 

Награда BIFB также присуждается на фоне оживленных дискуссий о подлинности произведений искусства, созданных искусственным интеллектом, поскольку только в прошлом месяце судья постановил, что изображение, созданное искусственным интеллектом, не может быть защищено исками об авторских правах. С другой стороны, Midjourney и Deviant столкнулись с судебным разбирательством по поводу незаконного использования работ художников. В то время как суды, художники и технологические компании, похоже, не могут понять, как считаться с законностью таких инструментов, иски демонстрируют неоспоримую значимость ИИ для будущего отрасли. 

Поскольку художественное сообщество изо всех сил пытается определить легитимность и моральность изображений, созданных ИИ, возможно, было бы полезно вернуться к аналогичным моментам в истории, таким как смехотворные сейчас опасения по поводу угрозы фотографии для живописи. Ведь новые жанры искусства почти всегда оспариваются, особенно теми, кто уже привык к определенному стилю, или теми, чья работа — судить о том, что создается. Эти дебаты не являются легкомысленными, а скорее закладывают основу для будущих художников и критиков, которые стремятся раздвинуть границы многовековых сред.

Иными словами, игнорирование или запрет новых технологий, созданных искусственным интеллектом или иным образом, не приведет к их исчезновению.  

Источник: artasiapacific.com