Самые дорогие работы - тренд мировых продаж

Самые дорогие работы - тренд мировых продаж

Artnews

10 апреля 2023 г.

Оборот искусства в мире в 2022 году составил $67,8 млрд, что на 3% больше позапрошлогоднего. Но главное, о чем сообщает отчет ярмарки Art Basel и банка UBS: гарантированно продается только самое дорогое искусство.

В 2022 году рынок искусства продемонстрировал неприятные тенденции — о них говорится в ежегодном исследовании, посвященном обороту искусства в мире, который выпустили швейцарская ярмарка Art Basel и поддерживающий ее банк UBS.

В 2022 году мировые продажи выросли всего на 3% до примерно $67,8 млрд. — в основном благодаря горстке дилеров в самом верхнем сегменте рынка, совершивших многомиллионные продажи. При этом другие сегменты, в частности аукционный сектор, в прошлом году сократились.

График ежегодных изменений объема мирового рынка искусства, составленный компанией Arts Economics и опубликованный в отчете Art Basel/UBS.

Тем не менее продажи в 2022 году были выше, чем непосредственно перед пандемией, и на сегодняшний день уступают лишь показателям, достигнутым в рекордном 2014 году. США традиционно занимают первое место в мировом рейтинге. В Китае (включая Гонконг) дела шли значительно хуже. Упадок арт-рынка Китая дал шанс Великобритании вернуться на второе место в таблице (хотя Brexit по-прежнему не способствует процветанию британской торговли искусством).

На первый взгляд, 2022 год стал удачным для аукционных домов. Впервые в истории результат одного аукциона превысил миллиард долларов: распродажа коллекции основателя Microsoft Пола Аллена в ноябре на Christie’s принесла $1,5 млрд. Немалый шум произвели и торги недвижимостью и коллекционными автомобилями на Sotheby’s. Но точные подсчеты показали, что аукционные продажи в прошлом году фактически упали на 2% — до $30,6 млрд, как в публичном разделе, так и в секторе частных продаж. (Сегодня практически любой большой аукционный дом имеет отдел, работающий непублично, не разглашающий не только имен покупателей — что традиционно для аукциона, но и предметы сделок и цены.) Во многом это связано с плохими показателями китайского аукционного рынка, где торги из-за ковидных ограничений отменялись и весной, и осенью.

В 2022 году наиболее успешны на аукционах были шедевры: произведения искусства с оценкой в более чем $10 млн оказались единственным сегментом, стоимость которого увеличилась (на 12%). Как это часто бывает во времена экономической нестабильности, богатые покупатели склоняются к самым известным художникам и работам, вложения в которые считаются менее рискованными.

Интересно, что покупатели стремятся физически вернуться в аукционные залы: онлайн-продажи на Christie’s, Sotheby’s и Phillips составили 7% от общего объема продаж, и это на 4 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Но роль цифровых технологий никто не отменял: любые очные торги сейчас не проходят без интернет-поддержки. Продажи NFT, связанных с искусством, на платформах за пределами традиционного арт-рынка, достигнув в конце 2021 года пика, составившего почти $2,9 млрд, упали до чуть менее $1,5 млрд, что на 49% меньше, чем годом ранее. Но это все равно в 70 раз больше, чем в 2020-м.

В целом на глобальные аукционные продажи пришлось 45% общего оборота рынка. И это значит, что дилерский сектор занял оставшиеся 55%: в 2022 году он вырос на 7% до $37,2 млрд. Хотя и здесь рост и прибыльность обычно наблюдаются только в самом верхнем сегменте. Крупнейшие дилеры с оборотом более $10 млн продали в среднем 225 работ в течение 2022 года по сравнению с 15 у дилеров с оборотом менее $250 тыс. (мелкие продавцы отмечают, что их покупатели — а это обычный средний класс — стали в 2022 году более бережливыми).

«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века.

Растущие издержки арт-бизнеса также существенно снизили прибыль дилеров. В отчете отмечается, что стоимость доставки искусства резко возросла: некоторые дилеры оценивают ее в 40% расходов по сравнению с 20% в 2021 году. Арт-ярмарки также стали источником раздражения: ряд дилеров отмечает, что в 2022 году они потратили как минимум на 15–20% больше, чем в доковидные времена. «После пандемии стоимость участия в арт-ярмарках резко возросла, и нам становится невыгодно приезжать: прибыль не оправдывает высокую стоимость стенда», — цитируют в отчете одного из респондентов.

Среди самых заметных тенденций 2020–2021 годов был стремительно растущий рынок ультрасовременных художников. Этот тренд теперь, похоже, сменился на противоположный. Если в 2021 году стоимость современного искусства (авторства художников, родившихся после 1945 года) и произведений, созданных за последние 20 лет, на аукционах удвоилась, то в 2022-м более успешным оказался сегмент послевоенного искусства: его стоимость показала рост на 3% (на фоне падения на 26% для современного искусства и на 17% для произведений, созданных за последние 20 лет).

Подводя итог, Клэр Макэндрю, автор отчета и основательница консалтинговой компании Arts Economics, пишет, что к концу 2022 года рынок казался «чрезмерно стимулированным и начал остывать». В целом, как считает Макэндрю, рост был «более сдержанным, чем ожидалось».

Источник: theartnewspaper.ru