Симон де Пюри: «Рынок искусства любит новичков»

Симон де Пюри: «Рынок искусства любит новичков»

Artnews

4 августа 2021 г.

Симон де Пюри — ключевая фигура рынка современного искусства. Де Пюри прослужил более 20 лет в аукционном доме Sotheby’s, где возглавлял европейское отделение. 

В 1997 году де Пюри основал компанию De Pury and Luxembourg Art. В 2001 году компания слилась с аукционным домом Phillips Auctioneers — появился аукционный дом Phillips de Pury, стремящийся стать третьим на мировом рынке, потеснив Christie’s и Sotheby’s в сегменте современного искусства. В 2008 году аукционный дом был продан российской компании Mercury. Сейчас Симон де Пюри работает как консультант частных и корпоративных коллекций, ведет проекты в сфере современного искусства и аукционы по всему миру. За экспрессивную манеру поведения на торгах аукциониста Симона де Пюри сравнивают с Миком Джаггером.

Чем арт-рынок отличается от рынка недвижимости или рынка товаров люкс-сегмента?

В арт-рынке есть все составляющие люкса, недвижимости и шоу-бизнеса. Но искусство — высочайшая роскошь. Когда ты инвестируешь в искусство, ты можешь позволить себе опираться не только на рациональные критерии, но и на интуитивно-эмоциональные.

Какой должна быть коллекция произведений искусства, чтобы ее стоимость со временем росла?

Качество, редкость, сохранность, провенанс, вкус, мода, маркетинг, размер, техника, которые со временем окажут влияние на коммерческую стоимость работы. Один мой школьный друг, зная о моем увлечении искусством, на выпускном спросил меня, какого художника стоит покупать. Я назвал имя Жана Дюбюффе.

Иногда просто нужно ждать довольно долго, и, я уверен, сейчас он, должно быть, сожалеет, что не последовал моей рекомендации (сейчас работы Дюбуффе продаются на торгах за $6–12 млн.).

Во что выгоднее вкладываться, в классическое или современное искусство?

«Голубые фишки» всегда будут показывать хороший результат. Но уровень начальной цены здесь, конечно, высок. Для работ самого современного искусства ценовой порог гораздо ниже, но такие инвестиции намного рискованнее. Хотя и выигрыш в конечном счете может оказаться очень значительным, если правильно вложиться.

Что дает коллекционирование искусства бизнесменам в их работе, какие двери открывает?

В конечном счете только искусство и культура обеспечивают человеку прочное наследие. Достижения в других областях, какими бы выдающимися они ни были, забываются гораздо быстрее. 

Есть ли разница в том, как собирать корпоративную коллекцию, а как — личную?

Лучшие коллекции хранят отпечаток своего владельца, человека, который собрал все эти произведения вместе. Коллекция, собранная группой людей или даже супружеской парой, никогда не будет настолько впечатляющей, как собрание, где один-единственный человек лично выбрал каждую работу.

Поэтому корпоративные коллекции редко бывают такими же хорошими, как частные, разве что, когда глава компании единолично принимает все решения или делегирует коллекцию одному человеку, ответственному за нее. 

Что делает арт-консультант в таком случае? Как строится ваша работа с коллекционером?

Сначала я пытаюсь установить, что нравится клиенту. Показываю книги, сайты, музеи, выставки. Как только я понимаю, что нащупал зону интересов, я подбираю работы с самым высоким потенциалом роста. Я стараюсь вовлечь коллекционера в процесс, разжечь в нем любопытство и жажду. Чем больше растет знание коллекционера, тем сильнее разгорается страсть покупать.

Как работать с коллекцией, как часто ее нужно обновлять, выставлять?

С точки зрения рыночной логики показывать коллекцию необязательно. Однако это очень заманчиво для коллекционера — передать на время свои работы в музей, чтобы посмотреть на реакцию критиков и широкого зрителя.

Источник: forbes.ru