Существует большая разница между покупкой произведений искусства и коллекционированием произведений искусства. Покупка произведений искусства — это скорее спонтанное занятие, основанное на симпатиях, предпочтениях или влечениях в любой момент времени, в то время как коллекционирование произведений искусства — это скорее целенаправленное долгосрочное начинание. В обоих случаях вы покупаете то, что вам нравится, но если ваша цель — коллекционировать произведения искусства и делать это правильно, вам нужно освоить два дополнительных навыка. Первый — это способность эффективно исследовать, оценивать и решать, покупать ли отдельные произведения искусства, которые вас привлекают. Второй — это способность выбирать каждую отдельную работу таким образом, чтобы сформировать значимую коллекцию.
Если вы похожи на большинство людей, вы знаете, как покупать произведения искусства по частям, но, возможно, не настолько хороши в составлении плана для совершения нескольких приобретений с течением времени или, другими словами, в создании коллекции. Вы можете найти понравившееся вам искусство практически везде, куда бы вы ни посмотрели, и в, казалось бы, бесконечном множестве тем, сред и ценовых диапазонов, но систематическое просеивание всего этого может быть утомительным и даже пугающим порой. Так как же решить, на каком искусстве сосредоточиться и в каком направлении двигаться? Как связать одну покупку с другой? Как организовать или сгруппировать свое искусство вместе таким образом, чтобы это имело смысл? Как организовать и представить его? Вот в чем суть коллекционирования; это высший случай контролируемой целенаправленной покупки.
Великие коллекционеры часто так же известны и широко уважаемы, как и искусство, которое они собирают. Возьмите коллекцию Эли Брода, коллекцию Барнса или коллекцию Крайслера, и это лишь некоторые из них. Такие коллекционеры известны, потому что они демонстрируют такой же талант в выборе и группировке своего искусства, как и художники в его создании. В великой коллекции каждое произведение искусства требует особого внимания (а также особой цены, если оно когда-либо поступит в продажу).
Великий коллекционер становится великим благодаря своей способности выделять определенные произведения искусства из миллиардов уже существующих произведений и собирать их таким образом, чтобы расширить или продвинуть наше понимание этого искусства в частности истории и эволюции искусства в целом. В любой зрелой коллекции целое становится больше суммы частей, сила в числах, коллекционер становится признанным уважаемым авторитетом и в исключительных случаях продолжает устанавливать стандарты, определять вкусы, тенденции и влиять на будущее коллекционирования для всех.
Независимо от того, как вы относитесь к коллекционированию, серьезно или для развлечения, существуют методы, которые вы можете использовать, чтобы максимизировать не только качество и ценность вашего искусства, но и ваше личное удовольствие, оценку и понимание этого искусства. Шаг первый — быть верным своим вкусам. Это означает признание того, что вам нравятся определенные виды искусства, независимо от того, что, по вашему мнению, вам должно нравиться или что, как кажется, в моде. Все великие коллекционеры обладают этой чертой; это то, что выделяет их коллекции. Когда личные вкусы и предпочтения игнорируются в пользу статус-кво, одна коллекция начинает выглядеть так же, как другая. Несколько человек диктуют, массы следуют за ними, все идут в ногу, и искусство, которое вы видите от коллекции к коллекции, становится скучным и однообразным.
Вы можете быть или не быть успешным в своем коллекционировании, но если у вас есть какие-либо мучительные сомнения относительно того, что вы покупали, чего вы намеренно избегали, полностью ли вы удовлетворены или просто хотите уделить время, чтобы посмотреть на что-то новое, отложите покупки на некоторое время и осмотритесь. Не ограничивайтесь теми же старыми музеями или галереями или теми местами, где вы смотрели искусство. Выйдите и посмотрите, что еще происходит в галереях, в которых вы никогда не были, местах, о которых вы только слышали, и так далее.
Исследуйте менее традиционное, если это то, что вам интересно. Посмотрите на искусство, которое, как вы думаете, может вас привлечь, но которого вы всегда избегали. Не бойтесь экспериментировать. Вы можете вернуться туда, откуда начали, укрепив свой выбранный путь, но с другой стороны, что-то новое и по-настоящему уникальное может взволновать вас в какой-то момент пути. Периодическая переоценка ваших вкусов всегда хорошая идея. То, что волнует вас сегодня, может легко наскучить вам завтра (и наоборот). Качественная коллекция всегда развивается и никогда не стоит на месте. И, конечно, не забудьте зайти в Интернет; когда дело касается искусства.
Cамое революционное изменение между коллекционированием сегодня и вчера — это уровень и простота доступа, которые теперь есть у каждого к художникам. Когда-то коллекционеры были в значительной степени ограничены приобретением произведений искусства через дилеров и галереи, но сегодня они могут покупать их практически у кого угодно и где угодно, особенно напрямую у самих художников. Получение базового художественного образования от профессионалов, таких как владельцы галерей, по-прежнему обычно рекомендуется, прежде чем отправляться в онлайн-дебри, чтобы исследовать другие варианты. Существует также множество блогов, веб-сайтов и платформ, посвященных определенным видам искусства и художникам, где вы можете действительно быстро узнать об искусстве и художниках, которые вам больше всего нравятся, и сосредоточиться на событиях и тенденциях в этих областях. Но сначала получите это образование, прежде чем начинать покупать, потому что Интернет может быть довольно рискованным местом, если вы не знаете, что делаете.
Независимо от того, насколько хорошо вы знаете то, что уже коллекционируете, всегда помните, что процесс обучения непрерывен. Будьте информированным покупателем. Учитесь у профессионалов. Используйте любую возможность обсудить тонкости того, что вы смотрите, с как можно большим количеством экспертов, кураторов, художников, коллекционеров, сотрудников галерей и других информированных людей искусства. Это не только улучшит ваши способности отделять великое искусство от хорошего и не очень, но вы также узнаете, как защитить себя от того, чтобы вас использовали на рынке, что приводит нас к следующему пункту.
Рука об руку со знанием искусства идет знание рынка — и вот тут-то многие коллекционеры терпят неудачу. Великие коллекционеры знают практически всех, кто продает то, что они собирают; они на вершине рынка, и рынок знает их. Они следят за последними новостями, и когда должно произойти что-то захватывающее, они обычно оказываются среди первых, кто узнает об этом и действует в соответствии с этим. Лучшие коллекционеры идут на многое, чтобы обойти конкурентов, когда лучшее искусство выставляется на продажу, потому что оно появляется не так уж часто. Они также знают, как сравнивать и сопоставлять то, что доступно на рынке или что им предлагают, чтобы убедиться, что что-то так же хорошо, как их заставляют верить.
Знание рынка и умение сравнивать покупки в галереях и онлайн также не даст вам переплатить.
Что касается искусства, которое попадает в вашу коллекцию, большинство начинающих коллекционеров скажут вам, что они покупают то, что им нравится. Это, безусловно, лучший способ покупки, но по мере накопления опыта причины, по которым вы покупаете то, что вам нравится, должны становиться все более осознанными, подробными, сложными и целенаправленными. Например, вы можете услышать, как продвинутый коллекционер говорит что-то вроде: «Мне не только нравится эта скульптура, но это также яркий пример лучшего сюжета художника из его самого продуктивного периода времени, и он заполняет большой пробел в моей коллекции».
Лучшие коллекционеры демонстрируют это чувство уверенности и направления в своих общих планах. И вот здесь мы подходим к сути коллекционирования, к тому, что отличает выдающуюся коллекцию от худшей. В выдающейся коллекции каждая вещь принадлежит; нет ничего случайного, произвольного или неуместного. Менее опытный коллекционер, с другой стороны, может много знать о каждом отдельном произведении искусства, которым он владеет, но не иметь общего понимания того, как они соотносятся друг с другом или даже соотносятся ли они друг с другом вообще.
По сути, опытный коллекционер ставит проблему, а затем иллюстрирует решение этой проблемы, собирая коллекцию. Таким образом, все складывается и все имеет смысл в соответствии с планом.
Уберите случайность из ваших покупок. Посмотрите, что у вас уже есть в вашей коллекции; подумайте, что общего у всех этих отдельных вещей, которые вам так нравятся, и отталкивайтесь от этого. Задайте такие вопросы:
* Почему мне нравятся те виды искусства, которые я покупаю?
* Что в этом меня удовлетворяет?
* Нравится ли мне картина с точки зрения ее тематики, того, что она представляет, что она передает, ее оригинальности, техники, цветов, исторических аспектов, регионов, где она была создана, жизни художников?
* Заставляет ли это меня думать о вещах, о которых я раньше не задумывался?
* Заставляет ли это меня чувствовать себя определенным образом или видеть вещи по-другому?
* Больше всего я восхищаюсь его техническими качествами?
* Нравится ли мне искусство из-за концепций, идей, тем или философий, которые оно воплощает, передает или отстаивает?
* Изменяет ли это или информирует ли оно мою точку зрения на какой-либо аспект жизни?
Как только вы начнете определять общие черты, вы сможете сузить свои покупки, сосредоточившись на дополнительных работах, которые разделяют эти характеристики.
Как только вы начнете определять общие черты, вы сможете сузить свои покупки, сосредоточившись на дополнительных работах, которые разделяют эти характеристики.
Другим важным аспектом хорошего коллекционирования является документирование вашего искусства, не только для целей аутентификации и права собственности, но и с точки зрения стоимости. Вы можете лучше всего увидеть, как документирование действительно окупается на рынках старого искусства. Если вы ничего не знаете о живописи, например, вы можете только догадываться, почему она была создана, что она означает, где она была. Если вы знаете всю ее историю, вы можете оценить ее гораздо глубже и на множестве уровней в дополнение к чисто визуальному.
Если вы один из тех коллекционеров, которые думают, что всегда будут помнить все важное о каждом произведении искусства в своей коллекции и вам не нужно физически садиться и собирать или записывать эту информацию, подумайте еще раз. В какой-то момент ваша коллекция станет настолько большой, что будет просто слишком много всего запоминать. Либо это, либо время возьмет свое на себя, и с годами вы, вероятно, будете все хуже и хуже вспоминать каждую отдельную деталь о произведениях искусства, которые вы приобрели годы или даже десятилетия назад.
Хорошая новость в том, что вы можете начать документирование в любое время и даже с места. Запишите все, что сможете, об искусстве, которым вы владеете, либо по памяти, либо связавшись с первоначальными продавцами. Включите информацию, например, следующую:
* Любые истории, которые продавцы расскажут вам конкретно о предметах искусства.
* Подробная информация о покупках, включая любые памятные моменты, связанные с их совершением.
* Что означает произведение искусства или каково его значение по мнению художника или того, кто вам его продал.
* Биографическая и творческая информация о художниках.
* Как или почему или любая другая информация о том, как было создано произведение искусства.
* Когда датируется произведение искусства.
* Выставлялись ли какие-либо произведения когда-либо публично, в галереях, о них писали, представляли или обсуждали каким-либо иным образом.
* Сохраните все чеки, сертификаты подлинности и другие соответствующие письменные или печатные материалы, которые вы получаете вместе с произведением искусства.
* Когда это возможно, получайте описательные письменные заявления от художников, галерей или продавцов, когда покупаете искусство. Если они не хотят ничего писать для вас, попросите их рассказать вам об искусстве и либо запишите это сами, либо запишите или снимите на видео, как они вам это рассказывают.
* Сохраняйте и архивируйте все соответствующие книги, каталоги выставок, брошюры галерей, обзоры, веб-страницы и т. д.
* По возможности фотографируйте художников, работы которых вы коллекционируете, просите их подписать или сделать надписи на каталогах, квитанциях или приглашениях в галереи.
Еще одной отличительной чертой превосходной коллекции является то, что она организована. У нее есть начало, середина и конец — как у любой хорошей музейной выставки. Это возвращает нас к постановке проблемы и последующему использованию коллекции для разработки решения.
Самый простой способ освоить организацию — пойти в музей. Здесь вы увидите работу профессиональных организаторов, также известных как кураторы. Музейные выставки всегда имеют начальные точки; у них всегда есть конечные точки. Между ними зрители узнают что-то об этом конкретном типе и группе произведений искусства. В зависимости от музея или выставки у вас есть печатные, устные или записанные экскурсии, которые объясняют, как организована каждая выставка.
Последний шаг в хорошем коллекционировании — не самый приятный для обсуждения, но один из самых необходимых, и это планирование для будущих владельцев — будь то музеи, учреждения, члены семьи, друзья или совершенно незнакомые люди. Вы удивитесь, как много коллекционеров никогда никому не говорят ни слова и просто думают, что все автоматически знают все, что они делали все эти годы. Это всегда не так! Подумайте обо всех людях, которых вы встречали, у которых есть семейные реликвии, о которых они мало что знают или вообще ничего не знают, потому что им никто никогда не рассказывал.
Худший возможный исход для коллекции наступает, когда владелец умирает, не оставляя никакой информации об искусстве, его стоимости, как за ним ухаживать или как его продать или подарить. Бесчисленные произведения искусства были перепроданы за копейки, отданы или даже выброшены в мусор, потому что владельцы вели мало или вообще не вели записей и не оставили никаких инструкций о том, что с ними делать.
Урок во всем этом в том, что коллекционеры, независимо от того, насколько велики или малы их коллекции, должны предоставить полный список опций и инструкций для тех, кто унаследует их искусство. Они включают имена, адреса, номера телефонов, процедуры, стоимость и все другие подробности для продажи или дарения, а также для распределения внутри семьи.
Если вы рассчитываете как-то повлиять на долгосрочное будущее своей коллекции, заложите основу прямо сейчас.
Автор: Алан Бамбергер.