Топ-5 эфемерных художественных стилей

Топ-5 эфемерных художественных стилей

Artnews

25 января 2023 г.

Неужели некоторым произведениям искусства суждено исчезнуть, разложиться или самоуничтожиться? Это именно тот случай, когда речь идет об эфемерном искусстве. Эта художественная практика бросает вызов времени, разрушению и непостоянной природе искусства.

Что такое эфемерное искусство? 

 «Эфемерность» произведения искусства — понятие, появившееся в начале ХХ века. Действительно, до тех пор концепция устойчивости была неотделима от самого произведения искусства, поскольку была потребность сохранения произведения искусства как можно лучше, чтобы оно выдержало испытание временем.

Таким образом, идея «эфемерного» искусства относится к произведению, которое по определению обречено на исчезновение, уничтожение, ухудшение или разложение с течением времени. Такова воля художника, предчувствующего исчезновение собственного творения: настоящий парадокс в мире искусства.

 Поэтому для любого художника, который хочет сохранить какие-либо следы своего эфемерного произведения искусства, важно использовать другой носитель, который поможет им сделать это. Фото- и видеодокументирование таких событий позволяет сохранить образ произведения во время и после его показа.

Зритель также играет ключевую роль в сохранении памяти об упомянутых эфемерных произведениях искусства. Действительно, аудитория становится основным фактором успеха работы благодаря индивидуальной реакции и свидетельствам каждого человека. Таким образом, их документы и свидетельства позволяют сохранить художественную инсталляцию в коллективной памяти и передавать ее из поколения в поколение.

Какие же стили презентуют эфемерное искусство?

1. Лэнд-арт 

В лэнд-арте используются естественные среды, такие как дерево, камни, растительность, песок. Все эти материалы естественным образом обречены на разложение и деградацию с течением времени. 

В большинстве случаев ленд-арт размещается на открытом воздухе. Таким образом, природа становится частью самого произведения искусства, позволяя ему происходить в естественной среде. Эти художники хотят покинуть художественные учреждения, где искусство обычно демонстрируется и выставляется, такие как музеи и галереи, в пользу более открытых площадок.

2. Стрит-арт

Уличное искусство, охватывающее несколько практик, таких как граффити, трафаретная работа или наклеивание наклеек, является формой искусства, происходящей из городской культуры. Уличные художники используют имеющиеся в их распоряжении городские пространства для самовыражения.

Скорость — неотъемлемая часть уличного искусства. Действительно, это искусство фактически граничит с противозаконностью, за исключением случаев, когда речь идет о публичных заказах. Поэтому художники должны завершить свое произведение искусства очень бстро, чтобы избежать ареста. Государство считает эти действия вандализмом в отношении государственной и частной собственности и, как известно, жестоко наказывает художников, которые пытаются не подчиняться им.

В 2016 году бригада по борьбе с граффити города Реймса стерла одну из трафаретных работ художника Кристиана Геми, известного под псевдонимом C215.

Как оказалось, все работы C215 были заказаны городскими властями, которые объявили о ретроспективе, организуемой в его честь. Ответственные городские службы в итоге принесли свои извинения, и это огромное недоразумение было исправлено художником через несколько дней, когда он вернулся в те же места и воспроизвел свою трафаретную работу.

3. Перформанс

Перформанс, считающийся эфемерной формой искусства, почти ничего не оставляет после завершения мероприятия. Эта в основном поведенческая форма искусства сталкивает художника с публикой, перед которой он совершает различные художественные действия.

Время, пространство и присутствие художника перед указанной аудиторией имеют важное значение для искусства перформанса. Цель художника — вызвать реакцию у своей аудитории, укрепив с ней взаимодействие.

4. Саморазрушающее искусство

Саморазрушающее произведение искусства — это концептуальная художественная практика. Часто заставая зрителя врасплох своей саморазрушительной природой, этот радикальный результат позволяет художнику подвергнуть сомнению искусство и его будущее.

Задуманное время саморазрушения произведения программируется художником, а это означает, что он выбирает момент, когда искусство начинает саморазрушаться. Это может произойти в любое время, будь то в конце публичного тиража указанной работы, во время покупки, на аукционе или даже в момент установки произведения искусства в музее. 

В 2018 г. работа Бэнкси «Девушка с воздушным шаром» самоуничтожилась после того, как была продана более чем за 1 миллион евро на Sotheby’s в Лондоне.

Этот саморазрушительный художественный стиль стал категорией эфемерного искусства и рассматривается как настоящий поворотный момент в истории искусства, ставящий под сомнение долговечность искусства и арт-рынка.

5. Искусство инсталляции

Искусство инсталляции – трехмерный художественный стиль, часто размещаемый в общественных местах, учитывает участие зрителя. Затем указанный зритель погружается в свою повседневную среду, которая отныне временно изменяется инсталляцией. Поэтому дистанция между зрителем и произведением часто резко сокращается.

«Триумфальная арка в обертке» - это эфемерное произведение искусства было установлено в 2021 году на две недели. Работа заключалась в том, чтобы обернуть знаменитую парижскую Триумфальную арку 25 000 квадратных метров голубовато-серебристой перерабатываемой ткани и 3 000 метров красной веревки. 

Через эту инсталляцию два художника предлагают идею быстротечности и понятие эфемерности. Прежде всего, они хотят позволить зрителю зафиксировать свой взгляд на памятнике, на который он обычно смотрит каждый день, и увидеть его в новом свете, с новой точки зрения.

Свидетельство зрителя, увидевшего или участвовавшего в создании произведения, необходимо для эфемерных произведений искусства, а также для использования фотографии и видео для документирования инсталляции. Сочетание этих двух вещей позволяет этим произведениям искусства оставаться в нашей памяти и передаваться из поколения в поколение.

Источник: kazoart.com