Реставрация картины Питера Пауля Рубенса «Суд Париса» (1632–1635) в лондонской Национальной галерее, продлившаяся 14 месяцев, обнаружила множество дополнений и изменений под красочными слоями. Художник неоднократно возвращался к этой работе и создал несколько вариантов, хранящихся в Музее Прадо и Галерее старых мастеров в Дездене. Картина, представленная в Национальной галерее, была создана в 1844 году.
Реставраторы исследовали работу с использованием неинвазивных методов, включая рентгеновскую флуоресценцию и спектроскопию отражения. Это материал, установленный после смерти Рубенса в 1640 году, картина претерпела ряд реставраций. При изучении периодических работ были показаны какие изменения вне автора, а также другие художники и реставраторы. Например, Рубенс изменил шею Павлина и расположил правую руку Париса, французского художника, работавшего с картинами между 1676 и 1721 годами, в том числе добавил крылья херувиму рядом с Венерой, превратив его в Купидона.
Французские переделки были частично удалены, но позже минимально восстановлены, когда реставраторы решили сохранить изменения как часть истории произведений. Картина очищена, обесцвеченный лак удален и заменен до уровня предыдущей реставрации, выполненной в 1941 году Уильямом Аддисоном Холдером.
Источник: artguide.com