Зачем экоактивисты проводят акции в музеях

Зачем экоактивисты проводят акции в музеях

Artnews

16 ноября 2022 г.

Радикальные экоактивисты в последнее время всё чаще используют мировые шедевры, чтобы привлечь внимание общественности. Очередной случай произошел в начале ноября в Австралии, где участники движения Stop Fossil Fuel Subsidies («Остановите субсидии на ископаемое топливо») попытались испортить работу Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл» в Национальной галерее в Канберре. Ранее похожие случаи уже были зафиксированы в Лувре, Национальной галерее и Королевской академии искусств в Лондоне, Галерее Уффици во Флоренции, Национальной галерее Виктории в Мельбурне и других музеях. Зачем им это делать?

Активисты, связанные с Just Stop Oil, недавно облившие томатным супом Хайнца картину Ван Гога «Подсолнухи» объяснили, что протестуют таким образом, чтобы подчеркнуть, что изменение климата должно иметь для людей большее значение, чем искусство.

Как сообщает CNBC, экоактивисты поясняют: «Что дороже, искусство или жизнь? Стоит ли это больше, чем еда? Стоит ли это больше, чем справедливость? Вас больше волнует защита картины или защита нашей планеты и людей? Кризис стоимости жизни является частью стоимости нефтяного кризиса, топливо недоступно для миллионов голодных семей. Они даже не могут позволить себе разогреть банку супа».

The New York Times сообщила, что после того, как экоактивисты забросали картофельным пюре картину Моне «Стог сена», они приклеили себя к стене, и один из них сообщил, что Германия находится в «климатической катастрофе» и люди больше заботятся об искусстве, чем о климате. 

Организация «Последнее поколение», которую поддерживают экоактивисты по борьбе с изменением климата, заявила, что они пытались донести до людей, что изменение климата может привести к смертельным последствиям, влияющим на жизни людей.

Руководство культурных учреждений вынуждено совершенствовать способы защиты экспонатов. В ряде западных музеев после последних случаев предпринимаются дополнительные меры безопасности.

Таксже на сайте Международного совета музеев было опубликовано открытое письмо 92 представителей крупнейших зарубежных культурных институций, включая Лувр и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, в котором они предупредили о потенциальном ущербе для произведений, которые становятся мишенями протестующих. В нем директор Лувра Лоранс де Кар, директор Музея Прадо Мигель Фаломир, директор Британского музея Хартвиг Фишер и другие заявили, что участвующие в протестах активисты сильно недооценивают хрупкость незаменимых объектов искусства, которые необходимо сохранить как часть всемирного культурного наследия. В то же время «музеи — это места, где люди из самых разных слоев общества могут участвовать в диалоге и, следовательно, способствуют социальному дискурсу», напомнили они. Авторы письма подчеркнули, что продолжают выступать за прямой доступ к произведениям искусства и сохранение музеев как свободного пространства для социального общения.

Попытки испортить произведения искусства случались и раньше, однако тогда для оправдания актов вандализма не пытались привлечь интересы экологии. Выбор картины, как правило, случайный, но большему количеству нападений подвергаются знаковые работы, которые часто упоминаются в прессе и являются признанными шедеврами. Чем выше цена шедевра, тем больший эффект, по мнению активистов, произведет акция.